Тут шла охота на царя

Под сводами Спаса-на-крови каждое воскресенье поминают Александра II – возле сохраненного внутри храма участка булыжной мостовой, обагренной когда-то его кровью. Особо торжественное богослужение состоялось здесь вчера, 13 марта (1 марта по старому стилю), – в день 135-й годовщины убийства императора. В каких еще петербургских музеях хранится память о великих реформах и трагической участи их инициатора, вошедшего в историю как царь-освободитель? Экскурсию для журналистов организовала историко-информационная служба Эрмитажа.

Тут шла охота на царя | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Одно из знаковых мест – Придворный собор Зимнего дворца. Здесь происходило и венчание будущего императора Александра II в 1841 году, и его отпевание в 1881-м. Тут хранится разорванный взрывом бомбы мундир лейб-гвардии Саперного батальона – именно в этом одеянии был царь в момент покушения.

– «Охота» на императора продолжалась пятнадцать лет: началась она выстрелом Дмитрия Каракозова в царя в апреле 1866 года у Летнего сада. Он положил начало эпохе революционного террора в России. Говорили, что гадалка предсказала царю гибель от восьмого покушения. Удавшееся покушение было седьмым по счету, но если считать, что в ходе него было брошено две бомбы и последняя из них и погубила императора, то предсказание можно считать исполнившимся, – напоминает научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа Михаил Мешалкин.

Не слишком широко известно, что в Зимнем дворце сохранились исторические комнаты Александра II, которые, однако, уже не носят мемориального характера. Ныне они заняты постоянной экспозицией отдела истории русской культуры второй половины XVIII века. Убранство комнат изменилось, за исключением росписи потолков и сводов, однако сохранилась коллекция рисунков и акварелей, позволяющих представить подлинную обстановку парадных и жилых помещений Зимнего дворца.

Ныне кабинет императора Александра II – музейное помещение под # 171. Оно ничем бы не отличалось от соседних, если бы не установленный в нем бюст царя-освободителя, исполненный сразу после его кончины скульптором М. А. Чижовым, и табличка с лаконичной надписью: «В этой комнате 1 марта 1881 года в 3 часа 35 минут пополудни скончался император Александр II».

– Именно в этот кабинет принесли истекающего кровью царя... А незадолго до трагедии дурные предзнаменования происходили буквально под окнами царского кабинета: там находили растерзанных голубей. Александр II воспринял это как знамение скорой гибели. Оказалось, на чердаке поселился хищный орел. Говорили, что незадолго до смерти его отца, Николая I, на крыше Зимнего дворца видели такую же птицу, – рассказал Мешалкин.

В 1922 году часть помещений Зимнего дворца занял Музей революции, в составе которого была экспозиция «Исторические комнаты императоров Александра II и Николая II». Однако уже через четыре года личные комнаты царей передали Эрмитажу, поскольку они якобы вызывали нездоровый интерес. Постепенно они утратили свою историческую отделку. Бюст и табличку в кабинете Александра II восстановили только в 1990-х годах.

Судя по старинным акварелям, посередине кабинета находился громадный письменный стол, заваленный документами. Именно за ним царь 19 февраля 1861 года подписал знаменитый манифест об освобождении крестьян. В алькове стояла простая походная кровать. Подобно своему отцу, Александр II спал, даже не накрываясь одеялом, а завертываясь в военную шинель...

По мнению Михаила Мешалкина, возможность восстановить в оригинальном виде кабинет есть: подлинная мебель находится в эрмитажном фондохранилище в Старой Деревне. Но задачи такой нет! Мемориальный кабинет Александра II не вписался бы в нынешнюю концепцию музея мировой художественной культуры, да и не такая это сегодня популярная фигура...

Еще одна «александровская» точка на карте города – Петропавловская крепость: экспозиция в Комендантском доме, посвященная великим реформам Александра II, захоронение императора в соборе. И, конечно же, тюрьма Трубецкого бастиона, где томились некоторые народовольцы.

– В советское время они воспринимались как бескорыстные рыцари идеи, чуть ли не святые, теперь все как будто переменилось с точностью до наоборот. Но до сих пор в России во многих городах есть улица имени Софьи Перовской, непосредственно руководившей убийством Александра II, – комментирует старший научный сотрудник Музея истории города Владимир Авдеев.

Уголок, посвященный и реформам царя-освободителя, и народовольцам, есть в Музее политической истории. Они вынесли императору смертный приговор, а его убийство называли «казнью».

– У нас много реликвий по «Народной воле»: бывшие участники этой организации передали их в Музей революции, организованный в 1919 году. Есть также серия акварельных зарисовок, которые на суде по делу «первомартовцев» очень скрупулезно делал генерал Александр Насветевич. В 1923 году его наследники передали в музей эти рисунки, а также отрезок пеньковой веревки с той виселицы, на которой была казнена Софья Перовская, – рассказал заведующий отделом научно-экспозиционного проектирования Александр Калмыков.

Есть еще в музее и небольшой альбом художника Константина Маковского. Близкий к семье Александра II, он воспринял его убийство как личное горе, выпросил пригласительный билет в зал суда и рисовал день за днем: готовил большую картину под названием «Злодеяние 1 марта». Полотно так и не написал, но сохранился эскиз: он находится в фондах Музея политической истории...

КСТАТИ

В Военно-историческом музее артиллерии на специальной выставке представили «посмертную шкатулку» Александра II. В ней после смерти царя его морганатическая супруга княгиня Юрьевская (Долгорукая) хранила фрагменты дерева и стекла от разбитой взрывом кареты, кусочек сукна его саперного мундира, а также памятные записки лейб-медиков, оказывавших медицинскую помощь и присутствовавших при его кончине, пропуска в Петропавловский собор на панихиду и погребение.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.


Комментарии