Цветочная художница

Имя Александры Петровны Шнейдер сегодня, к сожалению, мало что говорит широкой публике. А век назад она была широко известна своими цветочными сюжетами, многие из которых были отпечатаны на открытках.

Цветочная художница | Сестры Александра (справа) и Варвара Шнейдер всю жизнь были неразлучны. Фото 1880-х гг. <br>Фото из архива автора

Сестры Александра (справа) и Варвара Шнейдер всю жизнь были неразлучны. Фото 1880-х гг.
Фото из архива автора

Первый опыт работы художницы в области открытки относится к 1899 году, когда для издания общины Св. Евгении она проиллюстрировала стихотворение Пушкина «Первая пчелка». Спустя шесть лет община выпустила серию открыток Александры Шнейдер.

А еще через четыре года по инициативе Николая Рериха в Обществе поощрения художеств была организована ее первая персональная выставка. Успех был потрясающий! Специально для Русского музея с этой выставки была приобретена акварель «Золотой дождь». Всего же сегодня в Русском музее хранится шесть работ Александры Шнейдер. Академия художеств приобретала работы художницы для пополнения коллекции провинциальных музеев.

Произведения Шнейдер привлекли внимание даже царской семьи. В апреле 1912 года в крымской Ливадии художнице посчастливилось познакомиться лично с Николаем II, она исполнила несколько акварелей по заказу Александры Федоровны. Общение художницы с царской семьей продолжалось и позже. В апреле 1914 года Шнейдер писала ученому-географу Андрею Андреевичу Достоевскому, племяннику Ф. М. Достоевского: «...три раза Ее Величество присылало великих княжон заниматься со мной, и я многое им сказала... и старалась сконцентрированно передать им те художественные положения, которые им следует знать»... Работы Шнейдер украшали интерьеры Александровского дворца в Царском Селе.

Любимая художницей цветочная тема продолжилась изданием в 1913 году небольшой книжечки с набором открыток «В цветниках Харакса». Туда вошли репродукции ее работ, сделанных в Крыму, в имении великого князя Георгия Михайловича. Спустя три года, уже во время Первой мировой, состоялась вторая персональная выставка Александры Шнейдер, на ней экспонировалось около двухсот картин и акварелей. Критик Ф. Д. Батюшков писал, что художница как будто бы сроднилась с изображаемыми цветами, как с живыми существами: «Ее работы надо видеть, их рассказать нельзя»...

Всю жизнь Александра Шнейдер была неразлучна со своей старшей сестрой Варварой. Александра получила образование на филологическом отделении Бестужевских курсов, Варвара Шнейдер окончила педагогические курсы. Потом обе поступили в школу Общества поощрения художеств. В октябре 1911 года усилиями Варвары Петровны была открыта первая в России школа народного искусства для крестьянских девочек, обучавшихся женским рукоделиям по старинным русским художественным образцам.

Не имея собственных семей, сестры поддерживали друг друга и обладали редким даром дружбы. Литератор Николай Петрович Семенов (брат географа Петра Петровича Тян-Шанского) посвятил сестрам Шнейдер стихи, в которых были такие строки: «Нам дружбы нежного участья // Ничем земным не заменить. // По мне нет в мире больше счастья, // Как душу в душу перелить»...

В начале ХХ века квартирные вторники сестер Шнейдер в доме # 3 на Малой Мастерской (ныне Мастерской) улице в Коломне собирали художников, литераторов и ученых. Один из гостей публицист Нестор Котляревский написал шутливое стихотворение о теплой атмосфере этих встреч: «Где без обычной русской драки, // Виляя ласково хвостом, // Сидят и кошки и собаки, // Все мирно за одним столом».

После революции сестры провели около десятка лет в Луге, где находилась летняя дача школы искусств «Светелка». Александра Шнейдер работала по художественным заданиям новой власти. В частности, выполнила архитектурный проект памятника и решетки для могил жертв революции в Городском саду. В 1935 году сестры попали в «кировский поток» и были высланы в Саратов, ставший их последним пристанищем...

В одном из писем Варвара сообщала о сестре: «...работы много. Только что она делала две акварели – вид Павловска и Петергофа для тоскующих о них ленинградцев».

В Саратове сестрам помогал один из высланных туда земляков – ведущий специалист Всесоюзного института растениеводства Николай Александрович Максимов. В 1935 году, возглавив кафедру физиологии растений Саратовского университета, он заказывал художнице учебный материал. «Мне опять заказали несколько портретов, на этот раз по кафедре систематики растений, буду писать и Гумбольдта, а пока занята Линнеем и Ламарком», – говорится в одном из писем Александры Шнейдер. Более десятка ее работ хранят наследники академика Н. А. Максимова, в том числе и его живописный портрет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5734) от 01.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...