«Царское» кино. Как появилось первое в России киноателье?
Многие современники последнего российского императора Николая II, а также сами Романовы нередко упоминали имя придворного фотографа фон Гана. И только специалисты знают, что на самом деле этого человека звали Александром Карловичем Ягельским. Его с полным правом можно считать родоначальником отечественного документального кино.
ФОТО Jill Marv on Unsplash
С 1887 года в Царском Селе на Широкой улице, в доме Бернаскони, недалеко от железнодорожного вокзала, работало фотоателье «К. Е. фон Ган и К». Его содержала Казимира-Людвига Евгеньевна (отсюда и инициалы «К. Е.») Якобсон, урожденная Ган, жена помощника старшего инженера-механика. Она сумела получить в канцелярии Императорской Академии художеств «исключительное право собственности на исполненное в ее фотографии фотографическое изображение Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича».
С 1891 года это право получил и Александр Ягельский, ставший совладельцем ателье. А с августа 1897 года он разделил это право с вдовой титулярного советника Вандой Ивановной Заельской, которая получила долю Якобсон. И действительно именно это ателье оставило для истории самую большую коллекцию парадных и официальных портретов Николая II и членов его семьи.
Тайный архив русской печати. Что хранили в секретном отделении Императорской библиотеки?В 1900 году Александр Ягельский приобрел наиболее современное на тот момент кинооборудование, включавшее в себя киносъемочный аппарат, проявочную машину с сушильными барабанами и простейшую копировальную машину. Так началась история первого киноателье в России. Вместе со своими помощниками Ягельский изготовил свыше 20 тысяч метров «царской кинохроники», то есть более десяти часов экранного времени.
Первое кинопредставление для императорской семьи он организовал в Царском Селе 1 августа 1900 года. Специальное помещение для кинопоказов оборудовали в Александровском дворце на втором этаже детской половины. На стене повесили экран из прорезиненной ткани, покрытый алюминиевой краской. Большой сложностью оказалось стационарное размещение кинопроекционного аппарата. Для него в подвале дворца установили специальный трансформатор, выделив отдельное помещение. Со временем кинозалы оборудовали во всех императорских резиденциях.
Те же картины, что и в Царском Селе, Ягельский 3 апреля 1901 года показал в Мариинском театре. В афишах это действо называлось «кинематографический спектакль (живая фотография)». Полученные средства были направлены больнице имени государыни императрицы Александры Федоровны при общине святой Евгении.
На следующий день «Петербургская газета» сообщала: «Избранное общество, военные разных родов оружия и учащаяся молодежь обоего пола почти наполнили огромный зрительный зал Мариинского театра. Большинство картин вышли очень удачно, хотя впечатлению от некоторых, имевших высокий интерес по содержанию, мешало сильное мелькание света».
По словам репортера, бурю восторгов вызвали «киноэтюды» под названиями «Великие Княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна и Мария Николаевна, играющие у дерева в Ореанде» и «Посещение их Величествами вновь открытой санатории в Ялте».
«Спектакль окончился в пятом часу дня. Его следует признать безусловно удавшимся, как в художественном, так и материальном отношении, — резюмировал газетчик. — Сестры общины святой Евгении бойко торговали художественными афишами спектакля и открытыми письмами с виньетками известных художников. Продажа, понятно, носила характер пожертвований»…
Неудивительно, что имя Ягельского осталось неизвестным: все его работы выходили под фирменным знаком фотоателье «К. Е. фон Ган и К», а император и его окружение на всевозможных церемониях называли представлявшего это ателье фотографа просто «Ганом».
В апреле 1911 года в честь 20‑летия работы при императорском дворе Александр Ягельский получил звание фотографа его величества. Что же касается его фото- и кинонаследия, то оно ныне хранится в Российском госархиве кинофотодокументов в подмосковном Красногорске.
Читайте также:
Бездомный у «Гелиоса»: история одной фотографии с Лиговки
Забытый труд Фёдора Туманского: первое этнографическое описание Петербургской губернии
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (8050) от 05.12.2025 под заголовком ««Царское» кино».




Комментарии