Царский псаломщик. Удивительная судьба Алексея Липина
Псаломщик - это низший церковный чин, не возведенный даже в степень священства. По современным понятиям - помощник настоятеля, секретарь с хорошим голосом, знающий музыкальную грамоту. Казалось бы, что может быть особенно любопытного в его судьбе? Однако когда через соцсети ко мне обратился Игорь Макаров, потомок стрельнинского псаломщика Алексея Липина, собравший в архивах материал о своем прапрадеде, я не мог оторваться от его рассказа.
Царский псаломщик Алексей Липин с матушкой Зиновией, фото 1893 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
По словам Игоря Макарова, от бабушки, которая хранила старые фотографии, он знал только то, что Липин был учителем музыки. Но когда у него в руках оказались документы, то снимки из бабушкиного альбома как будто бы заговорили. Выяснилось, что судьба псаломщика была весьма занимательная.
Необычное началось уже с его отчества - Сосипатрович. Отгадка проста: дед Алексея Липина служил дьяком и своего сына назвал библейским именем Сосипатр. В переводе с греческого - «спасающий отца». Так звали ученика апостола Павла, который построил церковь во имя первомученика Стефана.
Вот в такой праведной потомственной семье православного священника банчаковской Богородицкой церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии Сосипатра Стефановича Липина и Марии Ивановны, дочери священника той же церкви, 29 января 1851 года и родился долгожданный наследник.
Прислуживая отцу в храме, он с малолетства хорошо знал молитвы и божественную службу, обладая удивительным голосом, пел в церковном хоре. Быстро выучившись грамоте, помогал отцу преподавать в церковно-приходской школе, которую в конце 1860-х годов священник Липин устроил в своем доме.
Следуя семейной традиции, в тринадцать лет Алексей поступил в вологодское Духовное училище, затем - в местную Духовную семинарию. Там его, обладающего редким музыкальным даром, заприметил митрополит Вологодский Палладий, забрав его в мае 1871 года в свой епархиальный хор.
О прекрасном голосе Липина узнал и его земляк Александр Григорьев, имевший, как свидетельствуют архивные документы, «обширную торговлю в мызе Стрельна», и предложил ему перебраться в столицу. Тем более что и вакансия имелась: в стрельнинском Спасо-Преображенском храме не хватало регента - дирижера (руководителя) церковного хора. 22-летний Алексей Липин с 1 мая 1872 года занял этот пост.
Хозяйка Стрельны великая княгиня Александра Иосифовна, услышав чарующий голос Липина, предложила ему «сверх прямой обязанности» с начала учебного 1872 года обучать детей пению в Стрельнинской дворцовой школе, находившейся под ее покровительством. Вскоре хор певчих из числа учащихся школы, обученный стараниями Липина, пел на праздничных богослужениях в Введенской церкви Мраморного дворца и в стрельнинской придворной Спасо-Преображенской церкви вместе с «хором Ея Высочества».
Невестой Алексея Липина стала 21-летняя крестьянка из Павловска Евдокия Бутрина. В ноябре 1878 года молодые повенчались - в Митрофаньевской церкви у Балтийского вокзала Петербурга. Спустя четыре года в связи с десятилетней беспорочной службой Липину было пожаловано личное дворянство. А в апреле 1885-го его назначили на вакантное место псаломщика в стрельнинскую Спасо-Пребраженскую церковь.
В то время ее настоятелем был протоиерей Николай Кедров. Липин стал обучать его сына Николая пению и рекомендовал ему поступить учиться в Регентские классы придворной певческой капеллы. Впоследствии Н. Н. Кедров стал известным оперным певцом, композитором и музыкальным педагогом. После революции 1917 года он эмигрировал в Париж, где преподавал в консерватории...
В ноябре 1887 года умерла от чахотки жена Липина, и спустя пять лет он обвенчался вторым браком с дочерью полковника 24-летней девицей Зиновией Колотовой, окончившей педагогический курс Николаевского сиротского института. Родились дети: в 1898 году - София, в 1900 году - Мария. Семья псаломщика счастливо жила, как значится в документах РГИА, «в квартире Церковного дома с отоплением от Дворцового ведомства».
Слухи о замечательном стрельнинском псаломщике, обладающем удивительным музыкальным даром и голосом, дошли и до Николая II. В 1903 году Липина перевели псаломщиком в церковь Большого Петергофского дворца, назначив ему жалованье 375 рублей и еще столько же «столовых» - на питание. Вот так сын священника из вологодской глубинки стал «царским псаломщиком», свидетелем семейных торжеств Романовых.
В главном храме летней резиденции монархов совершали бракосочетания, крестили новорожденных детей, отмечали важнейшие государственные и религиозные праздники, служили молебны в ознаменование воинских побед. Когда летом 1904 года родился долгожданный наследник престола, нареченный Алексеем, в таинстве его крещения принимал участие и Алексей Липин. За это он был награжден месячным окладом 62 руб. 50 коп.
Увы, служить царским псаломщиком ему довелось недолго. В начале 1906 года у него случился инсульт. Три месяца он пролежал, не приходя в сознание, в петергофском дворцовом госпитале, после чего в возрасте 55 лет его не стало. Алексея Липина отпели в родной Спасо-Преображенской церкви и похоронили на семейном участке на Стрельнинском Успенском кладбище. Могила его не сохранилась...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6756) от 04.09.2020 под заголовком «Царский псаломщик».
Комментарии