Трофей осады Азова. Крепостная мортира хранится на медном дворе музея артиллерии
Памятная надпись, отчеканенная на этой крепостной мортире, гласит: «Азовского взятия 1736 году. Привезена оттуда в Москву чрез Павловск 1740 году, весом 75 пуд». Хранится она на медном дворе Военно-исторического музея артиллерии. Как отмечают исследователи, это единственный сохранившийся в нашей стране трофей, относящийся к осаде Азова — одному из эпизодов Русско-турецкой войны 1735 – 1739 годов.
По словам исследователей, ствол этой достопамятной реликвии сохранился буквально чудом: все остальные трофейные турецкие орудия из Азова были переплавлены во время Семилетней войны — из них чеканили монеты./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
За крепость Азов, имевшую стратегическое положение, Россия билась почти целый век. Цитадель, именовавшуюся в ту пору Азак, Османская империя основала еще в 1475 году. Она стала ее северным портом и препятствовала выходу России в Азовское и Черное моря.
В 1637 году крепость захватили донские и запорожские казаки. Они предлагали царю Михаилу Федоровичу принять Азов под свою власть, но, поскольку это неминуемо привело бы к очередной русско-турецкой войне, к которой государство не было готово, Земский собор ответил отказом. Поэтому летом 1642 года, после ожесточенной осады, предпринятой османами, казаки, не имевшие продовольственных и пороховых запасов, покинули разрушенные укрепления…
Именно против Азова были направлены первые военные походы Петра I, тогда еще совсем молодого царя. Попытки взять крепость, дважды предпринятые в 1695 году, окончились неудачей. Спустя год был организован новый поход. После длительных артиллерийских обстрелов гарнизон сдался, официально крепость отошла России по Константинопольскому мирному договору, заключенному в 1700 году. Однако спустя одиннадцать лет Османская империя возвратила себе Азов: таков был один из пунктов невыгодного для России Прутского договора.
Вернуть Азов при Петре Россия так и не смогла. Зато это удалось при Анне Иоанновне: весной 1736 года 28‑тысячная армия под командованием генерал-фельдмаршала Петра Ласси, ирландца на русской службе, осадила крепость. Так началась очередная война России против Османской империи.
Фельдмаршал Бурхард Миних в письме герцогу Эрнсту Бирону сообщал план военной кампании на 1736 год: «Азов буден наш. Мы станем господами Дона, Донца, Перекопа, владений ногайских меж Доном и Днепром по Черному морю, а может быть, и самый Крым нам будет принадлежать».
Борьба за Азов была ожесточенной, несколько раз неприятель совершал вылазки, к нему даже смогло прорваться подкрепление. Но все было тщетно: в конце июня 1736 года после предпринятой русскими мощной и внезапной ночной атаки азовский паша Мустафа-Аги предпочел сдать город.
Гарнизон капитулировал на следующих условиях: он выйдет из крепости без военных почестей и под конвоем будет отведен в турецкие владения — с условием не воевать против русских в течение одного года. По Белградскому миру 1739 года Азов навсегда остался за Россией.
Читайте также:
Бесценный артефакт. Пистолет «Балтиец» стал ещё одним блокадным изобретением
Книги как жертвы. Какой урон культурному наследию СССР нанесли нацисты в годы войны?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7856) от 26.02.2025 под заголовком ««…и самый Крым нам будет принадлежать»».





Комментарии