Тринадцать ленинградских бригад

Экспедиция под таким названием стартовала от монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, продолжилась у памятника «Партизанская слава» под Лугой и завершилась в партизанском крае на Псковщине, где в феврале-марте 1942 года был собран продовольственный обоз для блокадного Ленинграда. О подробностях нам рассказал председатель президиума Ленинградского объединенного совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков Александр ВЕРЕТИН.

Тринадцать ленинградских бригад | Петр Рыжов в 1942 году был одним из самых юных участников продовольственного обоза - ему было восемь лет. Легендарного партизана Михаила Харченко, возле памятника которому он сфотографирован, ему приходилось видеть лично. <br>ФОТО Валерия ШАРКУНОВА

Петр Рыжов в 1942 году был одним из самых юных участников продовольственного обоза - ему было восемь лет. Легендарного партизана Михаила Харченко, возле памятника которому он сфотографирован, ему приходилось видеть лично.
ФОТО Валерия ШАРКУНОВА

- Экспедиция была посвящена ленинградским партизанам, хотя большей частью проходила по Псковщине - через Дедовичи, Дно и Порхов, село Острая Лука. И в этом нет ничего удивительного, поскольку тогдашняя Ленинградская область включала в себя и нынешнюю Псковскую. На оккупированной территории действовало тринадцать партизанских бригад, и все они назывались ленинградскими. Они подчинялись Ленинградскому штабу партизанского движения, а бойцы давали клятву ленинградских партизан.

Именно из партизанского края, основная часть которого приходилась на нынешний Дедовичский район Псковской области, и был отправлен в Ленинград знаменитый продовольственный обоз. В прошлом году мы ездили в эти места в экспедицию, посвященную его 75-летию, в нынешнем году - 100-летию со дня рождения легендарного партизана Михаила Харченко, одного из тех, кто обеспечивал безопасную доставку обоза.

Хочу обратить внимание вот на что: есть много немаловажных деталей и нюансов, связанных с восстановлением исторической достоверности. Простейший пример: в памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы перечислены ленинградские партизаны, удостоенные звания Героя Советского Союза. Одних наградили в годы войны, начиная с 1942 года, других - накануне двадцатой годовщины Победы, в 1965 году. Всего их было двадцать, но на монументе одного почему-то забыли.

Речь о самом старшем по возрасту - Матвее Кузьмиче Кузьмине, крестьянине Великолукского района. Ему было 84 года. В каком-то смысле он повторил подвиг Ивана Сусанина. Как раз после партизанского обоза оккупанты начали карательную операцию против партизан и его заставили быть провожатым. Матвей Кузьмич успел послать своего сына к партизанам - предупредить, куда он выведет вражеский отряд. Те устроили засаду, и каратели попали под перекрестный огонь. Но и сам Кузьмин погиб.

Указ о его награждении последовал только в 1965 году. Возможно, это связано еще и с тем, что в списочный состав 2-й Ленинградской партизанской бригады он не входил. Мы надеемся, что по справедливости и его фамилия будет включена в список партизан - Героев Советского Союза, увековеченных в памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда.

Кстати, в их число входит и самый молодой из народных мстителей. Его имя хорошо известно - Леонид Голиков. Ему было шестнадцать лет, когда он, устроив засаду на дороге, захватил важные документы немецкого офицера с планами фортификационных сооружений. Голиков погиб в бою в январе 1943 года. Мы побывали, конечно же, на его могиле в селе Острая Лука. И там тоже досадная ошибка! На памятнике - фотография не его самого, а его сестры.

Как такое могло произойти? В 1944 году из центральной «Правды» в здешние места отправили корреспондента и фотокора, чтобы они подготовили репортаж о юном партизане. Но снимка с его изображением тогда найти не смогли. Что делать? Пошли на хитрость: сфотографировали в партизанской папахе его сестру, почти его ровесницу, очень похожую на него, и выдали за Леню Голикова. И в «Правде» был опубликован именно такой портрет, который впоследствии воспроизводился во многих изданиях.

Потом уже нашли реальную фотографию, но на памятнике менять фото не стали. И до сих пор так и остается. Мы спрашиваем у местных властей: «Ну а сегодня-то что мешает установить подлинную фотографию?». Отвечают: «Жители за много лет уже привыкли, зачем их будоражить? Скажут еще, что их раньше обманывали...». Я считаю, что надо, конечно, восстановить историческую достоверность.

Еще одна деталь. Начало и конец маршрута обоза обозначены памятными стелами. На том, что в деревне Нивки, указана правильная дата: 5 марта 1942 года. А возле Жемчугова, где обоз переходил фронт, почему-то упомянуто, что это событие произошло... в феврале. Будем добиваться, чтобы и эта досадная неточность была исправлена.

Более того, есть версия, что нынешняя точка, где установлен памятник, не совсем точна, обоз прорывался через линию фронта вообще не в этом месте. Он действительно планировал пройти у Жемчугова, но немцы выставили там усиленный заслон, поскольку еще в январе 1942-го там переходил линию фронта партизанский обоз с фуражом для Панфиловской дивизии, а обратно - с оружием и медикаментами для партизан.

К слову, сегодня остаются всего несколько человек, непосредственно причастных к тем событиям. В Петербурге живет возчик Михаил Кириллов, который сопровождал обоз. Ему недавно исполнилось девяносто лет. Еще один - Петр Рыжов, участник сбора продовольствия. Ему было тогда восемь лет, он участвовал в агитбригаде, рейды которой предшествовали сбору. Сейчас он тоже живет в Петербурге и был одним из организаторов нашей экспедиции...

Жители блокадного Ленинграда помнят, насколько велико было значение продовольственного обоза. Но зачастую очень мало говорилось о том, какой дорогой ценой он был оплачен. Еще во время сбора продуктов шестеро возчиков были пойманы карателями и повешены, в том числе один мальчик. А когда оккупанты узнали о благополучном прибытии груза в Ленинград, они вообще пришли в ярость. К осени 1942 года 375 деревень только в Дедовичском районе гитлеровцы сровняли с землей, уничтожили и сожгли, в том числе и вместе с жителями. Когда в 1944 году наши войска освобождали этот край, он представлял собой безжизненное пространство - одни только пепелища и выжженная земля...

А чьи-то судьбы были еще сломаны, например, «ленинградским делом». Одной из его жертв стал Михаил Никитин, всю войну руководивший Ленинградским штабом партизанского движения. В середине 1990-х годов на кладбище в Донском монастыре в Москве был поставлен памятник, на котором увековечено его имя. Но этого совершенно недостаточно! Мы добиваемся, чтобы на доме по Большой Морской улице, 59, появилась табличка, рассказывающая о том, что в этом здании в годы войны находился Ленинградский штаб партизанского движения.

На мой взгляд, надо больше говорить о той роли, которую сыграли партизаны в битве за Ленинград. 29 марта, день прибытия партизанского обоза в Ленинград, давно уже является памятным днем в Ленинградской области. Он должен стать таким и в Петербурге. В этом нас поддерживают общественная организация «Жители блокадного Ленинграда» и многие другие ветеранские организации.

#партизанский край #продовольственный обоз #Михаил Никитин

Комментарии