Три Софии

Кто бы еще недавно мог подумать, что вокруг столь давних времен, как Киевская Русь, разгорится столько страстей? И исторические факты станут аргументами в политических дискуссиях. Россия «отсчитывает» от Киевской Руси начало своей государственности, Украина объявляет о своем прямом правопреемстве. Масла в огонь исторических баталий в очередной раз подлил спор вокруг дочери Ярослава Мудрого - Анны Ярославны, вышедшей замуж за французского короля Генриха I... О хитросплетениях давних событий мы беседуем с доктором исторических наук ведущим сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Варварой ВОВИНОЙ.

Три Софии  | Собор Святой Софии в Великом Новгороде был возведен в 1045 - 1050 годах и является одним из древнейших на территории России. Его внешний вид с того времени почти не изменился. ФОТО Владимира МАЛЫГИНА/ТАСС

Собор Святой Софии в Великом Новгороде был возведен в 1045 - 1050 годах и является одним из древнейших на территории России. Его внешний вид с того времени почти не изменился. ФОТО Владимира МАЛЫГИНА/ТАСС

- Варвара Гелиевна, условно говоря, между Россией и Украиной идет борьба за «предка»: кто является большим наследником Киевской Руси?

- Я понимаю, почему вы именно таким образом сформулировали вопрос: так он звучит в общественном мнении. Но проблема в том, что в научной литературе, ученых кругах вопрос так не ставится, и наследование Киевской Руси не является предметом дискуссии.

Тут просто нет предмета для научного исследования. Мне кажется, происходящее сегодня больше похоже на телесериал, когда герои оспаривают друг у друга отцовское наследство, доказывают, что только один сын лучший, самый преданный и верный, а другие хуже или вообще ненастоящие. То есть это вопрос веры, сферы эмоций, когда люди видят то, во что им хочется верить...

Я абсолютно уверена, что Киевская Русь - в равной мере прародительница и России, и Украины, и Белоруссии. Это общая предыстория тех государств, которые сейчас существуют на бывшей территории Киевской Руси... Общий корень, из которого вышли три культуры. Общее наследство, прежде всего культурное.

На самом деле, когда мы сегодня говорим «русский», «украинец», «белорус», мы имеем в виду национальную идентичность. Но понятие «нация» появилось поздно, с началом Нового времени. Вопрос, когда в России оно началось, дискуссионный. На мой взгляд, в петровское время. В эпоху Киевской Руси подобного понятия просто не было.

Единая Русь, как известно, началась с Рюриковичей - рода князей, которые с конца IX века смогли поставить под свой контроль значительную часть Восточно-Европейской равнины - ту территорию, которая сегодня частями входит в состав Украины, Белоруссии и России. При Рюриковичах это была одна большая держава: от Ладоги и Новгорода через среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом и Переяславлем до степи, где власть Рюриковичей кончалась и начинался мир кочевых народов, с которыми были сложные отношения дружбы-вражды.

Когда формировалась эта держава, было неважно, какие этнические группы попадали под княжескую власть. Славян на этой территории проживало уже тогда большинство. На севере и востоке были финно-угры. Даже тюрки в определенные моменты служили Рюриковичам. Таким образом, кто жил в этих местах, тот и стал платить князьям дань. Держава Рюриковичей была не национальным государством, а надэтнической общностью...

Своего рода стержнем их владений стал торговый путь из варяг в греки. Он шел из Северной Европы через Финский залив, по Неве, Ладожскому озеру, затем по Волхову в озеро Ильмень. Далее от реки Ловать корабли волоком тащили до верховьев Днепра, и дальше путь продолжался по Днепру, через Киев, до Черного моря. По нему уже в Константинополь - столицу Византии.

- И все-таки чем руководствовались князья, перенося свою «ставку», резиденцию в Киев? И как это случилось?

- Для того чтобы контролировать торговый путь из варяг в греки, нужно было владеть не только его севером (Волхов и Ильмень), но и югом - средним течением Днепра вплоть до границы со степью. Исходя из этого, именно Киев приобретал особое стратегическое значение. Поэтому он и стал ключевым городом, который нужно было завоевать.

Откуда же в Киев перебрались князья? В летописях зафиксировано: после того как Рюрик пробыл какое-то время то ли в Ладоге, то ли в существовавшем на месте Новгорода древнем городище, его потомки спустились на юг, в Киев, и там обосновали свой княжеский стол...

Все подробности этого похода легендарны. В летописях есть разночтения даже по поводу того, кто именно из князей пошел с севера на юг. По одной традиции, это был родственник Рюрика Олег, с которым был малолетний Игорь. А в новгородской традиции Игорь изображался уже взрослым князем, и говорилось, что именно Игорь пошел на Киев, а Олег был только его воеводой.

После того как центром объединенного государства стал Киев, его тесная связь с Новгородом сохранялась. Именно там киевские князья сажали править своих сыновей. Так было даже в XII веке, то есть уже после распада единого государства: в Новгороде долго княжили старшие Мономаховичи, то есть потомки киевского князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха.

Кстати говоря, когда новгородским князем был Владимир Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого, там был построен величественный Софийский собор... Вообще это яркий символ единства всех частей Руси того времени, независимо от того, как они назывались в источниках. Три Софии - примерно одного времени, архитектурной традиции, культуры: первая - на территории современной Украины в Киеве, вторая - на территории России в Новгороде, третья - в Белоруссии в Полоцке. Это подчеркивает единство, которое применительно к тому времени невозможно разорвать.

- Бытует мнение, что Древняя, или Киевская, Русь была чем-то вроде добровольной федерации народов...

- У нас очень зыбкий материал, чтобы судить об этом, и его мало. На мой взгляд, это объединение вряд ли было добровольным. В летописях говорится, что князья совершали походы на отдельные племена, чтобы заставить их платить дань. Раз походы, значит, было принуждение. Князья утверждали свою власть огнем и мечом в течение нескольких поколений.

Кроме того, в некоторых случаях у нас есть археологический материал, который помогает понять, что стоит за скупыми фразами летописей «пошел Олег на древлян», «пошел на северян» и так далее. Имеются следы уничтоженных поселений, пожаров и пепелищ...

- Как тогда называли государство те, кто жил в нем?

- До нас дошло не очень много источников, чтобы судить об этом, но в договорах с Византией, которые, правда, сохранились только в передаче летописей, употребляется понятие «Русь», а князья сами себя называют «от рода русского». Они утвердились в Киеве, и туда пришло понятие «русская земля», то есть земля русских князей.

Летописные источники свидетельствуют, что понятие «русская земля» в узком смысле какое-то время употреблялось именно по отношению к среднему Поднепровью - Киевской, Черниговской и Переяславской землям. Но одновременно в «Повести временных лет» понятие «Русь» обозначает и народы, подвластные русским князьям. В переговорах Олега и Игоря с греками говорится, что они взяли с собой «всю Русь», что «Русь пришла» на Царьград. То есть речь идет в широком смысле вообще о племенах, которые пришли вместе с князем.

В более поздних летописях, например, в Ипатьевской (она хронологически продолжает «Повесть временных лет», рассказывая о событиях XII века), понятие «русская земля» есть и в узком смысле, и в более широком - как все земли, на которые распалась бывшая единая держава Рюриковичей. Например, в эту летопись помещен некролог новгородскому князю Всеволоду Ростиславичу. Говорится, что он ходил походами на эстов «за русскую землю и за крестьян, которые были полонены от поганых» (то есть язычников). Значит, новгородский князь уже считался русским князем, а Новгород - русской землей.

В той же летописи есть рассказ о том, как князь Роман Мстиславич, который объединил Галич и Волынь, бился с поляками в 1195 году, и летописец представлял это событие как «битву поляков с Русью». То есть Галич и Волынь в этом случае уже, так же как и Новгород, причисляются к русской земле, хотя прежде эти княжения не включались в русскую землю в узком смысле слова.

- Когда Киев перестал быть столицей Древней Руси, «главным городом»?

- Невозможно назвать точный момент. Да и само понятие «столица» ни в каких документах тех времен не зафиксировано. В летописи сказано, что Киев стал стольным градом. То есть городом, где был стол князя.

Сначала Киев был единственным стольным градом. С разветвлением рода Рюриковичей князей становилось все больше. Появлялись дети, братья, племянники. И каждый из них получал свою долю власти. Она выражалась в том, что он получал свое княжение, а значит, и свой стольный город.

Постепенно правители отдельных земель начинали чувствовать себя самостоятельными. В результате в начале XII века появилась пресловутая раздробленность. Историки используют ее, чтобы показать, что изначально была единая держава, а потом - некоторая совокупность отдельных княжеств.

Чем больше было отпочковавшихся столов, тем более номинальной становилась власть киевского князя. Условно считается, что Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, и его сын Мстислав Великий, скончавшийся в 1132 году, еще поддерживали политическое единство Руси.

После них резко стала слабеть традиция, которая состояла в том, что киевский князь был первым среди равных, а киевский стол считался старшим. Согласно той традиции, первый по старшинству князь в роде садился в Киеве, второй - в Чернигове, третий - в Переяславле. После смерти киевского князя его преемником оказывался князь Черниговский, и все остальные переходили на одну ступень вверх, перемещаясь в более престижные города. Теоретически каждый из Рюриковичей, с какого бы стола он ни начинал, в итоге мог (и мечтал) попасть в Киев, сделаться киевским князем.

Но в середине XII века отдельные земли все больше обособлялись, становясь постепенно независимыми княжествами, князья «прирастали» к своей земле, они уже не перемещались так часто из города в город и даже не стремились к Киеву. А значит, он перестал быть «старшим». В момент перед ордынским нашествием его политическое значение совершенно упало. Наиболее могущественные князья правили уже во Владимире на Клязьме (если говорить о севере) или в Галиче (если говорить о юге).

- Что касается Анны Ярославны...

- Это была дочь Ярослава Мудрого (сначала новгородского, а затем киевского князя), который сам был, если мы следуем «Повести временных лет», сыном Владимира Святого - крестителя Руси. Матерью же Анны была Ингигерда - дочь первого христианского правителя Швеции.

Причина выдавать Анну за французского короля Генриха I (ему было за сорок лет, и у него это был не первый брак) была дипломатической. Ярослав Мудрый хотел заручиться поддержкой влиятельных правящих домов тогдашней Европы, поэтому устроил браки своих детей с иностранными принцами и принцессами.

Анна стала королевой Франции в 1051 году и сразу родила сына - будущего короля Филиппа I. Кстати, это имя было тогда нехарактерно для французского королевского дома и вообще для Европы, а вот в Византии оно было весьма употребительно. А поскольку византийская традиция была близка Руси, то можно предположить, что имя Филиппу было дано Анной.

Брак Анны и Генриха I продлился меньше десяти лет. Король умер, а в 1061 году овдовевшая Анна, у которой были малолетние дети, к неожиданности многих, вышла замуж вторично - за влиятельного сеньора Рауля де Крепи. Имеется даже романтическая деталь: будто бы он похитил ее на охоте.

Церковь и окружение короля были недовольны: предыдущий брак графа де Крепи не был расторгнут, и, после того как его бывшая жена подала жалобу в Рим, Рауля отлучили от церкви. Но в ту пору отлучали и королей, так что это не было чем-то непереносимым.

Анна пережила второго мужа и умерла в 70-х годах XI века. Похоронена она была, видимо, в одном из монастырей на севере Франции, где жила последние годы...

- Давайте вернемся к вопросу о судьбах земель, из которых состояла первоначальная Древняя Русь...

- После ордынского завоевания в XIII веке судьбы разных частей некогда единой державы Рюриковичей сложились по-разному. Однако все они - и те, которые вместе со своими подданными попали под власть Литвы (а в составе Великого княжества Литовского со временем оказалась вся южная Русь вместе с Киевом), и те, кто до конца XV века оставался под властью Орды, помнили свои корни.

Безусловно, со временем в каждой земле появлялись свои особенности. В Литовской Руси (такое понятие есть в научной литературе) сохранялись традиции самоуправления, городских народных собраний. А в той части русской земли, которая на несколько столетий попала под влияние Орды (это северо-восточная и северо-западная Русь), были другие влияния и политические традиции: в Новгороде и Пскове сохранялось развитое городское самоуправление, а во Владимиро-Суздальской Руси утвердилась сильная княжеская власть, и эта традиция стала доминировать, когда центр власти перешел в Москву...

Что оставалось общим? И в Литовской, и во Владимиро-Суздальской, и в Новгородской Руси продолжала переписываться и действовать «Русская правда» - свод правовых норм, датированный XI веком и связанный с Ярославом Мудрым. Со временем ее текст редактировался, обогащался новыми правовыми нормами и лег в основу более позднего законодательства.

Продолжались и развивались традиции иконописи и фресковой живописи, заложенные еще в период единства Древней Руси. А судя по книжности, было ощущение, что даже под властью Орды продолжается история той, домонгольской, единой Руси. Поэтому, когда власть Орды закончилась и возникло Московское государство, его правители стали носить титул князей Всея Руси, и это было естественно. Ведь в течение всех прошедших веков любая летопись начиналась с рассказа о приходе Рюрика с братьями.

Историческое наследие Киевской Руси сегодня можно найти и в России, и на Украине, и в Белоруссии. Например, святой Владимир вне зависимости от того, воспринимаем мы его как святого или только как князя, - это для нас не только образ памятника, стоящего над Днепром на Владимирской горке в Киеве. Это и Князь-Владимирский собор в Петербурге, и орден Святого Владимира, учрежденный при Екатерине II, и город его одноименного правнука Владимир на Клязьме, и вывезенная оттуда и ставшая главная святыней Московской Руси икона Богоматери Владимирской. А Ярослав Мудрый вызывает ассоциации не только с храмом Софии Киевской, но и с «Ярославовым дворищем» в Новгороде - по месту, где находился его терем, когда он был новгородским князем, и с городом Ярославлем.

Так же дело обстоит и с Анной Ярославной. Она, конечно, часть общего прошлого. Хотя все, что мы о ней знаем, связано все-таки с ее пребыванием во Франции. Нам практически ничего не известно ни о ее жизни до замужества, ни о ее государственных деяниях. Сохранилась только грамота, выданная ею одному из аббатств во Франции. На ней стоит подпись кириллицей (но по-латыни) «Ана Ръина» (то есть Anna Regina, «королева Анна»). Когда последний русский император Николай II в самом конце ХIХ века посетил Францию, французы поднесли ему копию этого документа.

#Россия #Белоруссия #Украина

Комментарии