Трамвайный бунт 1909: как забастовка вагоновожатых привела к хаосу на Невском проспекте

На снимке Карла Буллы — ДТП возле Гостиного двора, случившееся в начале июня 1909 года: на углу Невского проспекта и Садовой улицы столкнулись трамваи. И произошло это не случайно. Дело в том, что в те дни столицу охватила трамвайная забастовка. Чтобы не оставить горожан без транспорта, пришлось нанять временных вагоновожатых. Результат, как говорится, налицо…

Трамвайный бунт 1909: как забастовка вагоновожатых привела к хаосу на Невском проспекте | В этом ДТП никто не пострадал, лишь некоторые пассажиры получили синяки и царапины. Однако возле места происшествия собралась толпа, из которой, по словам очевидцев, «послышались нелестные выражения по адресу городского самоуправления»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В этом ДТП никто не пострадал, лишь некоторые пассажиры получили синяки и царапины. Однако возле места происшествия собралась толпа, из которой, по словам очевидцев, «послышались нелестные выражения по адресу городского самоуправления»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На снимке Карла Буллы — ДТП возле Гостиного двора, случившееся в начале июня 1909 года: на углу Невского проспекта и Садовой улицы столкнулись трамваи. И произошло это не случайно. Дело в том, что в те дни столицу охватила трамвайная забастовка. Чтобы не оставить горожан без транспорта, пришлось нанять временных вагоновожатых. Результат, как говорится, налицо…

Поводом к забастовке послужил утвержденный начальством городских железных дорог новый рабочий график. До этого кондукторы и вагоновожатые дежурили по 19 часов в течение двух суток, а затем имели суточный выходной. Суть нововведений заключалась в отмене этого выходного дня и введении ежедневного чередования труда и отдыха (утренняя или вечерняя смена в количестве 8 – 9 часов, затем — перерыв).

Казалось бы, все только к лучшему: у служащих каждой смены ежедневно появлялось достаточно времени на сон и отдых. Также предусматривалось увеличение содержания вагоновожатых на два рубля, а кондукторов — на пять ­рублей в месяц.

Однако, вопреки ожиданиям, новшества вызвали массовое недовольство. Отмена прежнего чередования работы и отдыха означала «слом» привычного уклада жизни для семейных служащих. Особое возмущение, по слухам, выражали жены, которым пришлось бы чаще готовить еду и «доставлять» завтраки и обеды мужьям на линии. Рост же зарплаты, по расчетам активистов, не покрывал ранее существовавшие выплаты за сверхурочный ночной труд, которые теперь были отменены.

1 июня 1909 года несколько тысяч кондукторов и вагоновожатых отказались выйти на работу и потребовали от начальства отмены нового графика. Администрация городских трамвайных парков на уступки идти отказалась. К управлению трамваями стали спешно привлекать студентов-­электротехников, инструкторов, механиков и других лиц, имевших представление об электрическом деле. Иными словами, «господ в штатском», как иронизировал репортер «Петербургского листка».

В первый день стачки администрации удалось вывести в рейс всего 40 вагонов, что составляло лишь около 10 % подвижного состава.

От забастовки пострадали в первую очередь городские обыватели. Несмотря на то что регулярное трамвайное движение в Петербурге началось всего двумя годами ранее, многие уже успели оценить этот удобный и недорогой вид общественного транспорта. Нарушения «правильного» движения привели к многочисленным опозданиям на службу и учебу, огромным толпам на остановках и взятию вагонов «с боем»…

Главными же бенефициарами событий стали городские извозчики. Пользуясь ситуацией, они во много раз завышали цены на свои услуги. На возмущенные требования принимать оплату в соответствии с обычной таксой «ваньки» с издевкой задавали вопрос: «Какая такая таксия?».

Вечером 1 июня администрация предъявила ультиматум: все принявшие участие в забастовке кондукторы и вагоновожатые были объявлены уволенными. Назад обещали принять лишь тех, кто до вечера 2 июня подаст прошение о возврате на службу. Одновременно полиция арестовала самых активных участников стачки, а многие семьи получили преду­преждения о предстоящем выселении со служебной жилплощади.

Решительные меры довольно быстро сбили волну протеста. Уже на второй день конторы трамвайных парков начали осаждать служащие, просившиеся обратно.

5 июня председатель трамвайной комиссии Иван Лихачев с трибуны Городской думы объявил об окончании забастовки. По его словам, подавляющее большинство служащих обратились с прошениями вернуть их на работу. Убыток от пятидневной стачки официально оценивался в 35 тысяч рублей, что составляло немногим более обычной суточной выручки столичного трамвайного предприятия.

Неожиданную пользу из пяти­дневной стачки извлекли дорожные службы: сокращение трамвайного движения по Невскому проспекту позволило приступить к давно запланированному ремонту мостовой.

ГАЗЕТНЫЙ ЗАЛ


«Павловск. Темные ночи начинают сказываться: дачники побаиваются не только разгуливать по парку, но даже и дома сидеть, что, впрочем, далеко не беспричинно: много здешних домохозяев имеют по несколько дач, иногда в разных улицах, и на эти несколько дач держат одного дворника. Спрашивается, каким образом три разбросанные дачи могут серьезно оберегаться одним дворником?.. В настоящее время в Павловске преспокойно могут укрываться всякие темные личности, — им предоставлены полные удобства… Дело полиции следить за тем, чтобы домохозяева не отступали, ради грошовых расчетов, от выполнения своих обязанностей относительно охраны и безопасности отдаваемых в наймы домов. Обращаем на это внимание кого следует, потому что слышатся уже слишком многочисленные жалобы».

«Петербургский листок», 28 июля 1881 г.

«Градоначальник обратил внимание на плохое в санитарном отношении состояние лестниц, а также служб и дворов. Причиной этого является главным образом то, что дворы большей частью вымощены булыжником, который легко допускает загрязнение поверхности и почвы. Для более санитарного содержания дворов градоначальник предлагает полиции рекомендовать домовладельцам устраивать мостовые во дворах из непроницаемого материала, например, асфальтовые с проведением надлежащих стоков».

«Петербургский листок», 29 августа 1909 г.

«Восстановление разрушенных зданий в Ленинграде походит к концу. Дошла очередь и до дома № 10 на улице Пестеля, разрушенного фашистской авиабомбой. Раньше в этом доме были большие неудобные коммунальные квартиры. Теперь оборудованы уютные, двух-трехкомнатные квартиры с центральным отоплением, ваннами, газовыми приборами. Сегодня в восстанавливаемом доме заканчивается отделка помещений».

«Ленинградская правда», 28 июля 1948 г.

Читайте также:

Вера, закон и меч: три «аргумента» Ярослава Мудрого

Двадцать дней битвы. История одного неотмеченного на картах дота деревни Азино


#история #ДТП #Гостиный двор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7956) от 25.07.2025 под заголовком «Трамваи встали…».


Комментарии