Трамвайная роскошь. Как в Петербурге разрабатывали первые остановки

В 1915 году, когда уже вовсю бушевала Первая мировая война, Петроградская городская управа озаботилась постройкой крытых рефюжей (площадок на остановках, «рефюж» - от французского «убежище») и павильонов для трамвайных служащих и пассажиров. Был объявлен архитектурный конкурс, первое место в котором оценивалось в 1 тыс. рублей (тогда - годовая цена аренды меблированной пятикомнатной квартиры).

Трамвайная роскошь. Как в Петербурге разрабатывали первые остановки | Павильон для служащих общественного транспорта решен как усадьба богатого помещика. Альманах «Зодчий», 1915 г. Проект А. П. Тихонова, 1-я премия

Павильон для служащих общественного транспорта решен как усадьба богатого помещика. Альманах «Зодчий», 1915 г. Проект А. П. Тихонова, 1-я премия

В условиях указывалось, что павильоны для ожидания транспорта должны быть непременно открыты взорам, со сплошным остеклением. Желание обогнало время... лет на восемьдесят. К тому же не будем забывать, что в начале ХХ века еще не изобрели антивандальных стекол.

Вероятно, устроителям конкурса была памятна дурная слава закрытых остановок конно-железных дорог. Граждане, которым «приспичило», использовали их в качестве туалета. Предусмотрена была и безопасность пассажиров во время нередких в городе на Неве гололедов - покрытие следовало сделать из рифленого асфальта (тротуары из этого материала появились много позже).

Помимо остановочных площадок конкурс предписывал спроектировать два типа более капитальных сооружений, которые предполагалось строить на конечных пунктах трамвайных маршрутов. Первый тип - павильоны «для надобностей линейных служащих», с комнатами для отдыха кондукторов, клозетами, небольшими ремонтными мастерскими. Здания с таким набором помещений планировали выстроить на городских окраинах - в Новой Деревне, в Лесном, у Смоленского и Волковского кладбищ, у Нарвских ворот.

Второй тип павильонов - настоящие мини-вокзалы. Под одной крышей следовало предусмотреть помимо помещений для трамвайных служащих зал ожидания для публики площадью около 30 кв. м, с газетным киоском и будкой телефона-автомата. В подземной части этого же здания планировали разместить женские и мужские бесплатные уборные и тут же - более комфортабельные платные кабинки WC. Эти «вокзалы» хотели построить в центральных частях города - на Архиерейской (ныне Льва Толстого) площади, у Николаевского (Московского) вокзала, Технологического института, Адмиралтейства, перед Михайловским дворцом и Казанским собором.

Выбор стилистики фасадов и материала отделки не был ограничен. Комиссию судей составляли крупнейшие столичные зодчие, а также представители от Академии художеств, городской управы и управления городских железных дорог. На суд жюри работы представили 10 архитекторов.

Первую премию получил проект студента Института гражданских инженеров А. П. Тихонова. Положительной стороной работы победителя была признана «простота композиции наружных масс», но колонные портики были сочтены излишними. Вторым к финишу пришел художник-архитектор И. Г. Лангбард, отказавшийся от колоннад, прорезавший стену высокими арочными окнами и затянувший фасад грубоколотыми каменными блоками.

Хорошую планировку, но «неинтересные» фасады предложил получивший третью премию художник-архитектор В. Ф. Соломович. Он также применил полуциркульные окна, весь немногочисленный декор сосредоточил в центре, а боковые крылья оставил совсем без какой-либо отделки - жюри, вероятно, посчитало такое контрастное противопоставление фасадных плоскостей неудачным.

Четвертым был гражданский инженер Н. Г. Чернявский из Царицына. Он предложил здание с вынесенной в сторону путей ротондой из сдвоенных колонн, но этот выступ судьи сочли неудобным.

Подведя итоги конкурса, авторитетное жюри высказало свое мнение относительно предстоящего строительства - возможно, именно эта конструктивная критика (наряду с трудностями военного времени) повлияла на решение городских властей, так и не решившихся приступить к строительству.

Во-первых, «типовое» проектирование не годится: «создавать один определенный тип павильонов для всех указанных программой мест нецелесообразно» - необходим индивидуальный подход в зависимости от архитектурного окружения. Во-вторых, «рядом с монументальными зданиями и сооружениями» вообще нежелательно возводить какие-либо новые объекты, «открыточные виды» неминуемо будут испорчены.

#история #проект #остановки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6402) от 19.03.2019 под заголовком «Трамвайная роскошь».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...