Трамвай на Невском: как главный проспект Ленинграда лишился века «рельсового пути»

Таким представал Невский проспект на снимке, в 1949 году помещенном в журнале «СССР на стройке». После войны прошло всего несколько лет, а главный проспект нашего города уже выглядит замечательно, можно сказать — образцово. Раны блокады залечены, на тротуарах толпы людей. А по центру проспекта бодро бегут трамваи…

Трамвай на Невском: как главный проспект Ленинграда лишился века «рельсового пути» | Когда‑то ленинградцам было сложно представить Невский без трамвая. Сегодня, спустя много лет, нам, наверное, трудно сделать обратное./Из коллекции РНБ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Когда‑то ленинградцам было сложно представить Невский без трамвая. Сегодня, спустя много лет, нам, наверное, трудно сделать обратное./Из коллекции РНБ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Если подсчитать, то получится, что рельсовый путь просуществовал на Невском проспекте почти целый век. Сначала, разумеется, была конка. Ее первую линию пустили 22 июля 1863 года. По проложенной колее вагон тащила пара лошадей, скорость составляла не больше восьми километров в час, так что горожане даже шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!»…

С 1884 года от Знаменской площади (ныне площадь Восстания) по Старо-Невскому проспекту и дальше, до Стеклянного завода, стал ходить «паровик» — небольшой паровозик с двумя-тремя вагонами. А трамвай появился на Невском в конце 1907 года: он пошел по маршруту «Знаменская площадь — Невский проспект — Адмиралтейский проспект».

Новый транспорт пришелся по душе, его появление даже приветствовали поэты. «Огни электрических конок // Браздят потемневший туман, // И зов колокольчиков звонок… // Пускается в путь караван», — писал Валерий Брюсов.

По Невскому, как и по всему городу, трамваи перестали ходить в блокадном декабре 1941‑го. Лишь спустя год, в марте, ценой героических усилий трамвайщиков, движение было возобновлено.

«Меня будто обожгло, когда увидел, как на Невский проспект, на малом ходу, беспрерывно трезвоня, медленно выехал пассажирский трамвай 12‑го маршрута. Дорога была совершенно свободна, а заплаканная вагоновожатая все жала и жала на педаль звонка, будто всех звала к себе», — писал Михаил Сорока, в ту пору начальник трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома, в своей книге «Фронтовой трамвай».

После войны трамвайное движение на Невском проспекте сохранялось еще несколько лет. Однако еще в конце 1946 года руководство Ленинграда поручило трамвайно-троллейбусному управлению «проработать вопрос» о том, чтобы снять трамвай с проспекта. Вместо него, как указывалось в документе, предполагалось организовать «интенсивное троллейбусное движение».

Власти тогда рассматривали этот вид транспорта, который появился в 1936 году, как более совершенную альтернативу трамваю. Его основным преимуществом считалась большая, по сравнению с трамваем, маневренность, троллейбус мог объезжать встречающиеся на пути препятствия, двигался по краю дороги и подъезжал к самому тротуару на остановках (в то время как к трамваю пассажирам надо было идти по проезжей части). Немаловажным считалось и то, что двигался троллейбус почти бесшумно, в то время как трамвай, наоборот, «звучал» довольно громко, поскольку по проспекту за 15 – 20 минут проходило до 25 трамвайных составов.

Стоит отметить, что вопрос о ликвидации трамвая на Невском проспекте рассматривался на самом «верху». Как указывалось в одном из документов, с «мотивированной просьбой рассмотреть проект постановления Совета министров Союза ССР о реконструкции Невского проспекта, со снятием трамвайных линий в 1950 году» Ленинградский обком ВКП(б) обратился на имя председателя Совета министров СССР Сталина. В свою очередь дать заключение по проекту постановления правительство обязало Госплан СССР.

Тот выступил с возражениями: «Снятие трамвайных линий с Нев­ского проспекта создаст перенапряжение на параллельных направлениях — по улицам Белинского — Инженерной и предельную загрузку двух транспортных узлов на улицах Инженерной — Садовой и Белинского — Литейного проспекта, в случае же аварии на этом участке может произойти разрыв транспортных связей между западными и восточными районами города». Кроме того, по мнению специалистов Госплана, «в час максимума автобусы и троллейбусы не в состоянии обеспечить перевозку всех пассажиров».

В ответном письме Ленгор­исполкома на имя секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова указывалось, что возражения Госплана «не имеют под собой достаточных оснований», и приводились конкретные расчеты. Кроме того, «перевозка пассажиров по Невскому проспекту будет обеспечена увеличением количества автобусов и троллейбусов».

В результате проект реконструкции получил все необходимые согласования, и в начале мая 1950 года на Невском проспекте развернулись масштабные работы. Трамвайную линию снимали поэтапно, последним весной 1952 года был реконструирован участок от Суворовского проспекта до Александро-Невской лавры.

Нельзя сказать, что горожан сильно радовали эти перемены. Сам факт, что трамвай с Невского убирают, многие воспринимали как что‑то не совсем понятное. За многие годы они привыкли к этому виду транспорта и не представляли без него главную городскую магистраль…

Читайте также:

На улице Марата: как художник Василий Бунтов запечатлел возрождение Ленинграда после войны

«Мы — особое подразделение». Как сражался в Белоруссии Ленинградский коммунистический батальон


#трамвай #Невский проспект #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7913) от 23.05.2025 под заголовком «Трамвай на Невском».


Комментарии