Трагедия из-за айсберга на Неве

«В столичном городе, центре, где жизнь бьет ключом, среди белого дня, в нескольких саженях от берега, тонет пароход, набитый людьми... На глазах невольных, пораженных ужасом зрителей, происходит потрясающая, способная свести с ума, картина гибели нескольких десятков человек...» Так в первые дни апреля 1907 года отзывалась о произошедшей на Неве катастрофе «Петербургская газета».

Трагедия из-за айсберга на Неве |

Трагедия произошла вечером 7 апреля. От пристани напротив Пальменбахской улицы (ныне ул. Смольного) отчалил переполненный пассажирами пароход «Архангельск». Он направлялся на другой берег Невы к Охтинскому вокзалу Ириновской железной дороги, который находился на пересечении современной Свердловской набережной и Панфиловой улицы. Напомним, Большеохтинского моста через Неву тогда еще не было - он был заложен лишь в 1909 году...

«Адская погода, усилившийся ветер и падавший густой осенний снег застилали от глаз показавшиеся льдины, которые гнало из Ладожского озера. К тому же усилилась темнота. Старой конструкции и довольно ветхий пароходик, который бросало как щепку, едва достиг фарватера, как налетел на огромную льдину», - описывал газетчик обстоятельства катастрофы.

Сила удара была такова, что пароход по инерции почти выскочил на поверхность злополучной льдины, накренился, затем перевернулся и буквально за минуту затонул, унеся с собой жизни всех тех, кто попросту не успел выбраться наружу. В отчаянной попытке доплыть до берега люди хватались друг за друга, тем самым топили сами себя.

«Успевшие броситься в воду и затем показаться на поверхности были частью задавлены и затерты льдинами», - сообщал газетчик. Спаслись те, кто ухитрился вскарабкаться на них. Погибли около шестидесяти человек, и лишь тринадцать выжили - благодаря помощи, подоспевшей с находившихся в акватории пароходов...

«Архангельск» принадлежал коммерсанту Александру Яковлевичу Щитову, и внимание публики и властей естественным образом сконцентрировалось на его пароходстве. Газетчики выяснили, что это не первый случай с судами его компании, которая пользовалась «опасной репутацией». Жители Охты неоднократно подавали заявления «куда следует» с жалобами на состояние щитовских пароходов.

В частности, за год до трагедии чиновники проверяли тот самый «Архангельск», и было установлено, что суденышко и сконструировано-то некачественно: «Вес крыши парохода не соответствует весу корпуса, а гораздо тяжелее его, и потому пароход рискует ежеминутно перевернуться». Однако Щитов продолжал эксплуатировать судно, надеясь на то, что за две минуты пути с одного берега Невы на другой ничего не случится. «Архангельск», в сущности, эксплуатировался как паром...

Выживший шкипер служил в пароходстве Щитова уже три года. Он признал, что в условиях ледохода поступил так, как обычно поступали в невской акватории и он, и его коллеги: если льдина преграждала путь, то ее нередко таранили форштевнем. Однако на этот раз «айсберг» оказался сильнее, и произошла трагедия.

Пароходы Щитова загружались явно сверх нормы, и это тоже повлияло на исход. Журналисты получили по этому поводу следующий комментарий от уцелевших пассажиров: «...Субботний день - торопились к празднику домой... ну и набились на пароход... а он не выдержал. Старенький ведь пароход-то...». Выяснилось, что еще накануне «Архангельск» показал крен, но Щитов не отреагировал и не снял судно с линии.

Как рассвело, начали искать тела погибших. На пароходном турникете счет пассажиров производился за весь день, так что определить точное число севших в тот вечер на «Архангельск» не было возможности. Сам злополучный пароход извлекли из воды с помощью двух плавучих кранов.

Охтяне потребовали от городских властей учредить особую комиссию по расследованию причин трагедии и разорвать контракт с Щитовым «в виду его злоупотребления при пользовании своими правами и употребления никуда не годных пароходов». Потребовали также, чтобы подъемными работами занимались водолазы, нанятые городом, а не Щитовым, чтобы избежать подтасовок при расследовании. О трагедии доложили императору, была создана комиссия для осмотра всех пароходов Щитова.

Погибших похоронили в братской могиле на Большеохтинском кладбище. Тех, чьи семьи остались без средств, охтинское общественное управление погребло за свой счет. Чтобы помочь семьям погибших, собирали средства, в том числе проводили благотворительные спектакли. Как сообщала редакция «Петербургской газеты», пять рублей поступило от некоей Симочки, а Николай II пожертвовал пять тысяч рублей через своего флигель-адъютанта полковника Воейкова.

Виновными в трагедии признали членов команды «Архангельска», а судовладелец Щитов отделался гражданскими исками. Спустя десять лет, в 1917-м, он по-прежнему промышлял судоходством, да еще и владел четырехэтажным доходным домом на Большой Посадской, 3...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...