Главная городская газета

Тот самый Василий Васильевич

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Тот самый Василий Васильевич | Алексей Пахомов работает над плакатом «Все для фронта».<br>Художник Владимир Шевченко

Алексей Пахомов работает над плакатом «Все для фронта».
Художник Владимир Шевченко

...Этот человек дважды мог стать знаменитым: в первый раз, когда был запечатлен на плакате художника Алексея Пахомова «Все для фронта», во второй – когда стал главным героем документального рассказа писателя Валерия Воскобойникова «Василий Васильевич». Но слава как будто бы обошла его стороной, и «виновник торжества» с простой русской фамилией Иванов так и остался скромным рабочим-фрезеровщиком на заводе «Полиграфмаш».

Речь об этом шла на презентации новой книги Валерия Воскобойникова «Оружие для победы», состоявшейся в киноцентре «Чайка» на Купчинской улице. Один из трех рассказов, вошедших в книгу, впервые опубликованный еще в 1977 году, как раз и рассказывает о том самом Василии Васильевиче.

В нем говорится о ленинградском парнишке, который, как и многие его сверстники, заменил на заводе ушедших на войну. За его плечами уже была учеба в ремесленном училище. И теперь, встав на два ящика, чтобы дотянуться до станка, он трудился день и ночь: сначала изготовлял сложные детали, а затем чинил пулеметы для фронта.

Когда художник Алексей Пахомов пришел на завод в поиске натуры для задуманного им плаката, ему сказали: «Есть у нас лучший рабочий, заслуженный стахановец. Зовут Василий Васильевич. Работает по шестнадцать часов вместо двенадцати, выполняет две нормы. На днях ездил на фронт, вручал бойцам пулеметы. Обучил много молодых рабочих, мы его назначили бригадиром».

Художника отвели в цех: «Идите в угол, вон к тому станку». Пахомов ожидал встретить там опытного степенного мастера, а увидел... паренька небольшого роста. Подумал: «Наверное, ученик». Каково же было его изумление, когда мальчишка оказался тем самым Василием Васильевичем... Так и родился плакат «Все для фронта».

Спустя лет тридцать после войны Алексей Пахомов снова заглянул на тот же самый завод, чтобы запечатлеть лучшего рабочего для выставки «Наш современник». И его снова отвели... к тому самому Василию Васильевичу. Причем его рабочее место было почти там же, где и во время блокады. Только станок был, конечно, другой...

Этот сюжет Пахомов в свое время «подарил» детскому писателю Валерию Воскобойникову. Тот познакомился с Василием Ивановым, написал рассказ и даже подружился с героем. Василия Васильевича на заводе уважали: консул ГДР передал ему золотую медаль от правительства, а наш замминистра лично прислал новейший станок – такой, каких в Ленинграде еще не было. Но даже тогда наш герой не зазнался: наверное, природная скромность одерживала верх...

– Василий Васильевич тогда жил в новостройках на Гражданском проспекте, и мне удалось, используя связи журнала «Костер», в котором я тогда работал, помочь установить ему вне очереди телефон в квартире, – рассказал Воскобойников. – Потом мы еще некоторое время общались, даже вместе ездили в лес за грибами. По дороге он мне подробно рассказывал про свою жизнь. К сожалению, потом наше общение прекратилось. Житейская суета... Так что я даже не знаю, как сложилась его дальнейшая судьба.

Автором иллюстраций к рассказу «Василий Васильевич» стал художник, иллюстратор детских книг и диафильмов Владимир Шевченко. По его воспоминаниям, мальчик Василий с завода стал для него настоящим героем Отечественной войны: «Работать в блокадном Ленинграде, холодном, голодном, – героический подвиг. Самоотверженный труд полуголодного Васи вызвал уважение – потому он и стал Василием Васильевичем в свои четырнадцать лет...».

На презентации книги выступила дочь Шевченко Галина Никольская, которая хранит и представляет широкой публике наследие отца. Благодаря ее усилиям в киноцентре развернута выставка подлинных иллюстраций Владимира Шевченко к рассказу «Василий Васильевич». По соседству представлены и лучшие творческие работы детского художественно-патриотического проекта «Город мужества».

– Этот проект, осуществляемый под эгидой Санкт-Петербургского союза художников, уже не первый год объединяет мастеров изобразительного искусства и талантливых школьников, работающих над темой подвига блокадного Ленинграда. Именно так, в диалоге поколений, сохраняется и передается память о подвиге несломленного духа ленинградцев, – говорит куратор проекта Владимир Головачев.

Тринадцатилетняя Мария Иванова посвятила свой рисунок прадедушке-танкисту и дедушке-летчику, отдавшим жизнь за Ленинград. Есть среди детских работ и рисунок правнучки художника Владимира Шевченко – Валерии Никольской. Она изобразила Дорогу жизни.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook