Тосты за царя. Как Петр I отмечал дни рождения

В свой день рождения – 30 мая (9 июня по новому стилю) Петр I часто находился в поездках по стране: в Архангельске, Сызрани, Новосергиевске, Азове, Воронеже. Так было до закладки нового стольного града. В начале Северной войны царю доводилось встречать дни рождения и в обозе конных полков, и в военном лагере.

Тосты за царя. Как Петр I отмечал дни рождения | На гравюре «Апофеоз Петра» («Петр I в родословии»), созданной в 1717 году голландцем Питером Пикартом, государь изображен в латах на фоне портретов князей и царей от Рюрика до Иоанна V. На ступенях постамента – сражения, прославляющие победы русской армии

На гравюре «Апофеоз Петра» («Петр I в родословии»), созданной в 1717 году голландцем Питером Пикартом, государь изображен в латах на фоне портретов князей и царей от Рюрика до Иоанна V. На ступенях постамента – сражения, прославляющие победы русской армии

На берегах Невы свой день рождения Петр встретил уже в 1703 году. В тот день был отслужен благодарственный молебен и произведен салют в честь славной морской победы в устье Невы. Она произошла 7 мая, когда солдаты лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков взяли на абордаж два шведских корабля – «Гедан» и «Астрильд», пришедших на помощь крепости Ниеншанц...

В следующий раз царь оказался в Петербурге в день своего рождения в 1706 году: он присутствовал при закладке первого каменного бастиона Санкт-Петербургской крепости. Также отмечал он свой день рождения в городе и в 1710 году. Непременными атрибутами веселья в тот день становились щедрое угощение и танцы на европейский манер.

Иногда царские дни рождения праздновались на флоте. Из «Походного журнала» 1714 года известно, что «сей день взяли в Березовых островах, стоя на якоре». Тридцать персон обедали на корабле «Святая Екатерина», а в честь Петра палили из гаубиц и мортир: «и довольно веселились с немалою с помянутаго корабля пушечною стрельбою».

Неоднократно дни рождения Петра приходились на заграничные поездки: в 1697 году – в Кенигсберге, в 1698-м – в Лейпциге. В 1716 и 1717 годах Петр также отмечал дни рождения в Европе.

30 мая 1716 года он написал супруге из Пирмонта (Нижняя Саксония), где начал принимать лечебные воды: «Мы вчерась почали воду пить. Дай Боже, чтоб полза была, а ныне противности не видим. Я николи в сей день так абидим ни был, всегда вина много пивал; а ныне воду, толко мала вина».

В следующем году Петр встретил день рождения во Франции: в Марли в его честь устроили иллюминацию и фейерверк. Екатерина, находившаяся в Амстердаме, писала Петру: «Поздравляю вас, батюшка мой, днем вашаго дражайшаго рождения. Дай, Боже! оной день в радости вам препровадить, и потом и тезоименитства своего достигнуть в добром здравии». Государыня сетовала, что второй год празднует этот день без него. С письмом она отправила мужу подарки: «крепыша несколько бутылок», дюжину новых рубашек и галстуков, камзол и шлафрок (домашний халат).

Пока Петр колесил по Европе, в Петербурге тоже проводили празднества по случаю дня его рождения. Руководил ими Александр Меншиков. Поскольку царь родился в день памяти святого Исаакия Далматского, в петербургской церкви, освященной в его честь, проводилась литургия, после чего гости отправлялись пировать, поднимая тосты за Петра.

Дни рождения государя в его бытность в Петербурге в 1718 и 1719 годах во многом повторяли этот сценарий: литургия в Исаакиевской церкви, поздравления министров и генералитета во дворцах царя или на Почтовом дворе, застолье, прогулки по саду, пушечная пальба. Иностранные участники застолий отмечали, что «пили довольно сильно», и признавали, что тяготились этим.

Еще об одном праздновании дня рождения Петра без его самого повествовал голштинский придворный Берхгольц, направлявшийся весной 1721 года в Петербург. Он остановился в Риге и был приглашен в дом князя Репнина, где давали праздничный обед по этому случаю. Сам государь за несколько дней до этого выехал из Риги в Ревель (Таллин). Целый день в городе звучала музыка труб и литавр, а полковые офицеры угощали солдат пивом и вином.

Записки представителя польского посольства в Петербурге дают представление о том, как шумно праздновали день рождения российского монарха в 1720 году: «После церковной службы царь привел своих гостей и послов в сад и угощал в галерее. Там на воде стоял фрегат, от верха до самой воды украшенный флагами. На нем было 26 пушек, из которых палили, когда пили за царское здоровье; играли трубы и валторны, и с крепости стреляли из пушек».

Очевидец сообщил также о послеобеденной прогулке в итальянском саду, где было поставлено много столов и щедро угощали шампанским и бургундским вином. В одиннадцать часов вечера начался фейерверк: «пускали разные огни, били из пушек и пускали ракеты». К двум часам ночи праздник завершился.

По-особенному прошел день рождения императора в 1723 году, приуроченный к чествованию маленького парусно-гребного судна, получившего громкое звание «дедушки русского флота». Когда-то давно на реке Яузе и Просяном пруду юный Петр учился на этом ботике плавать под парусами. Государь относился к нему как к реликвии, поэтому еще в 1701 году перевез его в Московский Кремль, а в 1723-м – в Шлиссельбург.

Накануне дня рождения оттуда он лично доставил ботик на яхте в Александро-Невский монастырь. Утром от монастыря отплыла праздничная флотилия, которую возглавлял государь на маленьком боте. Когда он приблизился к городу, началась пушечная пальба из Петропавловской крепости и Адмиралтейства, а также с фрегата на Неве. Петр причалил к берегу, и пальба повторилась.

«В 12 часов, при возвращении государя из церкви, взлетела ракета, и вслед за тем снова раздались пушечные выстрелы с крепости, Адмиралтейства и фрегата, равно и с 9-ти прибывших галер, и расставленные вокруг церкви полки принялись исполнять беглый огонь», – сообщал Берхгольц.

Затем императорская семья со знатными гостями отправилась на праздничный обед в Сенат, где были накрыты большие длинные столы. «Около трех часов император встал из-за стола и пошел на свой буер отдохнуть; но часовым было приказано не выпускать никого, что те и исполняли в точности». Все завершилось фейерверком, но, как отмечал все тот же Берхгольц, на фоне светлого неба он не был так эффектен, как обычно...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Петр I #император #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6938) от 04.06.2021 под заголовком «Тосты за Петра».


Комментарии