«То град, от снег». Как предсказывали погоду до появления гидрометцентра

Трудно представить, но было время, когда никаких прогнозов погоды в нашей стране не существовало: ориентиром для людей служили народные приметы. Однако наблюдения за природными явлениями велись энтузиастами давно, а с появлением в России «ученого сословия» (академиков, профессоров) стали производиться с помощью специальных инструментов.

«То град, от снег». Как предсказывали погоду до появления гидрометцентра | Из сборника «Константиновская обсерватория. Исследование атмосферы. Вып. II. Исследования атмосферы...». СПб, 1907

Из сборника «Константиновская обсерватория. Исследование атмосферы. Вып. II. Исследования атмосферы...». СПб, 1907

Мачта у буяна

Одним из первых «продвинутых» наблюдателей был член Петербургской академии наук математик и астроном Ф. Х. Майер, проводивший наблюдения в 1720-е годы. Позднее к метеорологическим исследованиям приложил руку и академик М. В. Ломоносов.

Однако систематические наблюдения за погодой стали производиться лишь в XIX веке. Соответственно, стала развиваться и сеть метеорологических станций. Академик А. Я. Купфер добился того, что 26 апреля (по новому стилю) 1834 года при штабе горных инженеров в Петербурге была учреждена Нормальная (то есть стандартная. - В. С.) магнитно-метеорологическая обсерватория.

В 1849 году на ее базе Купферу удалось создать Главную физическую обсерваторию (ГФО), для которой по проекту архитектора А. Гельшера построили двухэтажное здание с башней на 23-й линии Васильевского острова. Впоследствии его надстроили до четырех этажей. В этом же здании в служебной квартире проживали и директора ГФО.

Интересно, что первая метеорологическая карта Европейской России была опубликована в газете МВД «Северная почта» 12 (24) октября 1865 года (через пять месяцев после смерти Купфера) по личной инициативе министра П. А. Валуева. Она была составлена по данным из 37 городов по состоянию на 22 сентября 1865 года.

Огромный вклад в развитие сети гидрометеорологических станций в нашей стране внесли преемники Купфера на посту директора ГФО - академики Г. И. Вильд (1868 - 1895) и М. А. Рыкачев (1895 - 1913).

О значении Г. И. Вильда как выдающегося ученого свидетельствует тот факт, что на конгрессе метеорологов в Риме в 1879 году он был избран президентом Международного метеорологического комитета, который возглавлял в течение 17 лет. Вместе с Рыкачевым они инициировали создание в Павловске Константиновской магнитно-метеорологической обсерватории, которая стала одним из самых передовых научных центров в мире.

Однако именно М. А. Рыкачев, морской офицер (впоследствии - полный генерал флота), является создателем службы погоды в России, поскольку с 1874 года он возглавлял отделение морской метеорологии, штормовых предостережений и телеграфных сообщений о погоде. В том же году на берегу Масляного буяна, расположенного рядом с ГФО (так назывался небольшой заливчик, специально прокопанный в середине XVIII века для подвоза с Невы технических и растительных масел), была сооружена и первая в России штормовая сигнальная мачта.

В 1870 - 1900-е годы Рыкачев побывал в ста городах России, где инспектировал действующие или устраивал новые станции.

Предупредить о наводнениях

С русских и иностранных станций в ГФО поступали телеграммы, на основании которых специалисты (отделом метеорологических бюллетеней заведовали морские офицеры) составляли метеорологические бюллетени и синоптические карты. Летом 1885 года такие карты стали постоянно публиковать в газетах «Правительственный вестник» и «Новое время».

В конце XIX века по указанию Рыкачева сотрудники ГФО стали заниматься еще и предсказанием повышения уровня воды в Неве. Это оказалось полезным не только для предупреждения жителей города от наводнений, но и для проводки кораблей.

Вот свидетельство старшей дочери Рыкачева - Александры, датированное октябрем 1896 года: «...Сегодня по утру я при выходе из своей комнаты была поражена, увидев всю Неву загроможденной громаднейшим чудовищем - крейсером «Россией», которая шла по направлению к Николаевскому мосту (ныне Благовещенский мост. - В. С.). Оказалось, что она делала поворот, чтобы идти в Кронштадт. Это было возможно только благодаря очень большому поднятию воды, предсказанному Обсерваторией, о чем дали еще вчера знать «России», ждавшей поднятия воды, чтобы уйти в Кронштадт.

Ветер сегодня отчаянный, у нас так и воет, но тепло - +4 С; при этом то град, то снег, то дождь, вода начала подниматься с вечера, ночью палили пушки, а теперь она покрывает весь наш Буян чуть не до берегов; в Гавани уже, наверное, наводнение. Мы утешаемся только тем, что это было предсказано...».

В последующие годы объем полученной и переданной (обработанной) информации в ГФО только возрастал. Так, в 1913 году обсерватория послала телеграмм с предсказаниями по разнообразным индивидуальным запросам - 12 200, штормовых предостережений - 2100, предостережений о метелях - 250, телеграмм с общими предсказаниями и обзором погоды - 7650, всего за весь год свыше 22 000 телеграмм.

Сорок шесть лет М. А. Рыкачев работал в ГФО - до середины 1913 года, когда, добившись утверждения новых устава и штатов ГФО, передал обсерваторию в ведение своего ученика академика князя Б. Б. Голицына, в юности также морского офицера. Борис Борисович возглавлял обсерваторию всего три года (он скоропостижно скончался). Однако именно ему пришлось в годы Первой мировой войны на базе ГФО сформировать Главное военно-метеорологическое управление, которое сыграло значительную роль в «погодном» обеспечении боевых действий русской армии...

21 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об организации метеорологической службы РСФСР. Этот документ не только узаконил деятельность ГФО как метеорологического центра России, но и предоставил широкие возможности для дальнейшего развития исследований.

В 1924 году ГФО стала называться Главной геофизической обсерваторией, в 1942 году она была перемещена в ленинградский пригород Лесной (современный адрес: ул. Карбышева, 7), а по случаю столетия основания, в 1949 году, получила имя профессора Университета А. И. Воейкова. Казус в том, что он никогда в обсерватории не работал. Объяснить такой кульбит можно только тем, что А. Я. Купфер и Г. И. Вильд в послевоенное время, когда началась холодная война, были «чужеземцами» (а значит, «космополитами»), а М. А. Рыкачев и того хуже: царский генерал...

Здание ГФО все послереволюционные годы продолжало оставаться «Домом погоды»: в нем было Бюро (или служба) погоды, а в настоящее время там размещается ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». 1 апреля, в день столетия со дня кончины академика генерала флота М. А. Рыкачева, в вестибюле здания была установлена мемориальная доска выдающемуся ученому, а к его могиле на Смоленском православном кладбище возложены цветы.

Читайте также о том, какая погода будет на майские праздники в Петербурге.

#гидрометцентр #погода #климат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 под заголовком «Утешаться предсказанным».


Комментарии