Теоретик экскурсионного дела. Портрет главного краеведа Петербурга начала XX века

Тот, кто когда-либо занимался изучением петербургских окрестностей, наверняка обращался к путеводителям Николая Арепьева, изданным в самом начале ХХ века. Толковые, содержащие краткие исторические сведения, описания местных достопримечательностей, характерных деталей жизни и быта, снабженные картами и схемами, они всегда служили замечательными источниками...

Теоретик экскурсионного дела. Портрет главного краеведа Петербурга начала XX века | Николай Федорович Арепьев был одним из инициаторов образовательных экскурсий для школьников. Фотография ателье «Боассон и Эгглер», 1900-е гг. Из коллекции Российской национальной библиотеки

Николай Федорович Арепьев был одним из инициаторов образовательных экскурсий для школьников. Фотография ателье «Боассон и Эгглер», 1900-е гг. Из коллекции Российской национальной библиотеки

Про автора этих путеводителей Николая Федоровича Арепьева до недавнего времени не было известно практически ничего. Более того, он воспринимался полностью как человек «старого Петербурга». На самом же деле последние полтора десятка лет своей жизни он прожил уже при новой, советской власти. И был не только автором путеводителей, но и педагогом, теоретиком и практиком школьного экскурсионного дела.

Он родился 1 мая 1852 года в Могилевской губернии в небогатой дворянской семье. Учился в Александровском уездном училище в Риге, где служил его отец, потом окончил реальную гимназию в Вильно и отправился в столицу, чтобы на средства дяди-иеромонаха продолжить образование. Посещал лекции в Технологическом университете, но понял, что это не его стезя, пробовал поступить на юридический факультет в Университет, но не сумел сдать экзамены и стал вольнослушателем.

Его родители и дядя не могли обеспечить юноше безбедное существование в столице, и с 1872 года Николай Арепьев шесть лет был воспитателем и преподавателем в доме начальника Балтийской броненосной эскадры генерал-адъютанта Г. И. Бутакова. Затем учительствовал в Санкт-Петербургской земледельческой колонии для малолетних преступников. В 1881 году стал воспитателем при пансионе 3-й Санкт-Петербургской гимназии (Гагаринская ул., 23), где прослужил 34 года.

В гимназии Арепьев выдержал экзамен на звание учителя географии и истории, что дало ему возможность преподавать впоследствии эти дисциплины. Был в его педагогической практике и такой эпизод: в 1886 году граф А. П. Бобринский пригласил его в Великобританию, чтобы тот преподавал его детям русский язык, историю и географию для их поступления в учебное заведение в России. Одиннадцать месяцев Арепьев трудился на этом поприще, параллельно изучая опыт педагогов Англии и Шотландии.

Приложил он свои силы и в географии. Не только в силу того, что состоял действительным членом Русского географического общества и был автором школьных контурных карт, но и потому, что именно через географию мыслил изучение родного края. А основным методом он считал экскурсии для школьников. Практическим воплощением и стало создание Арепьевым шести выпусков путеводителей по столичным окрестностям, которые, как он отмечал, «мало обращают на себя внимание петербуржцев и не посещаются ими или потому, что не известны, или же потому, что нет общедоступного наглядного пособия».

Арепьев предлагал разработать государственную программу поддержки образовательных экскурсий, включавшую льготный проезд по железной дороге, устройство помещений при учебных заведениях, подготовку руководителей экскурсий на местах. Выступал за то, чтобы устраивать специальные комнаты для экскурсантов при народных домах, построенных к 300-летию дома Романовых.

Из-за начала Первой мировой войны задуманное осталось на бумаге. Арепьев инициировал создание «Общества организации экскурсий» при 3-й гимназии, планируя организовывать поездки учеников по России и за границу, но и тут помешала война.

Тем не менее в 1916 году ему все-таки удалось создать экскурсионные бюро при Петроградском реальном училище и 3-й Петроградской гимназии. Их опыт он надеялся использовать в общероссийской практике. Увы, в советской школе его предложения не получили должного развития...

Между тем интересы Арепьева были весьма разнообразны. Будучи сотрудником Археологического института, он проводил раскопки в Петербургской губернии, отправлялся в этнографические экспедиции.

После революции Арепьев остался в России. С 1921 года он преподавал на курсах в Доме просвещения имени А. И. Герцена, не прерывал связей и с бывшей 3-й гимназией, которая в 1918 году стала 13-й советской трудовой школой. Когда в 1923 году она отмечала свое столетие, Арепьев участвовал в подготовке юбилейного издания.

О дальнейшей его жизни практически ничего не известно. У него были четверо детей, и не исключено, что кто-то из их потомков живет сегодня в Петербурге. Мы будем признательны, если они откликнутся.

#история #экскурсии #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Теоретик экскурсионного дела».


Комментарии