Тайная невеста

О трагической эпопее любви Тараса Шевченко и Лукерии Полусмак, связанной со Стрельной, мне уже приходилось рассказывать на страницах «Наследия» («Тарасова Галатея. Последняя любовь Великого Кобзаря» от 7 марта 2014 г.). Однако оказалось, что в жизни поэта потом была еще одна любовная история...

Тайная невеста | Источник: artchive.ru

Источник: artchive.ru

После своей неудавшейся свадьбы с Лукерией Полусмак, которую коварно и жестоко расстроило ближайшее окружение Шевченко, он стал скрывать от всех свои новые намерения жениться на простой девушке. Теперь Тарас Григорьевич никому не доверял. Приготовление и само таинство обручения держались в таком строгом секрете, что только спустя много лет смогли открыться документы об этой таинственной истории, которая произошла незадолго до неожиданной смерти поэта.

В конце 1860 года Шевченко встретил своего старого знакомого Ивана Севастиановича Шарикова, мещанина города Луги, с его приемной дочерью Анной, которую отец привез из Луги в столицу на выданье. За год до этого Шариков, бывший дворовый усадьбы Холухович, получил от своего помещика вольную за то, что вырастил Анну. Она была дитем любви помещика Ренни и, как говорится в архивном документе, «замужней женщины из среднего круга, которая укрывалась от преследований своего мужа и таинственно жила у своего соблазнителя».

Анна приглянулась Шевченко, стала бывать у него в Академии художеств, но, как только кто-то из его знакомых приходил к поэту, он быстро спроваживал ее, не знакомя и не представляя свою гостью. Как вспоминал скульптор М. О. Микешин, Шевченко даже распустил слухи, что после своей неудачной женитьбы на Лукерии стал ярым женоненавистником...

Весной 1861 года Шевченко готовился уехать на родину, где хотел приобрести 10 га земли. Загодя был выбран для усадьбы земельный участок на берегу Днепра, с большим старанием вычерчен проект желанного дома, отдано распоряжение, чтобы купили на двери «дубу и ясеню, да для пола – липы». Неумолимо наставало время долгожданного возвращения на родину. Тарас Шевченко и Анна Шарикова сговорились обручиться, а потом и повенчаться. Все совершалось в строгой тайне.

Таинство обручения, судя по всему, произошло 15 февраля 1861 года. В тот день Шевченко купил себе золотые часы «фабрики Тобиаса с золотой цепочкой», так хорошо шедшие к свадебному фраку. И в этот же день закончил свое последнее стихотворение, где он несколько раз выдает себя обращениями к невесте: «Моя сусiдонько убога», «дружино святая!», заканчивая мечтой:

Поставлю хаточку, садочок

Кругом хатини насажу,

Прилинеш ти у холодочок,

Тебе, мов кралю, посажу.

Вместо названия поэт поставил «зiрочку» (то есть «звездочку»). Исследователи предполагали, что оно обращено «К Музе». Увы, свою поэтическую мечту поэту осуществить не удалось. 26 февраля (10 марта по новому стилю) 1861 года он скончался...

Мариэтта Шагинян в своей диссертации о Шевченко 1941 года обратила внимание на это стихотворение, высказав догадку: «Теплая человеческая любовь все же блеснула «улыбкой прощальной» на его закат. В последнем стихотворении Тараса Шевченко это подтверждается... Имени этой кроткой утешительницы не сохранилось...». В сноске к изданию 1975 года Шагинян уточняла, что «архивный работник» Ленинграда Моренец, нашедший много ценных документов о Шевченко, собрал, впрочем, новые данные и об этой последней любви поэта, нашел ее имя и его ходатайство о «разрешении на брак».

Н. И. Моренец, автор книги «Шевченко в Петербурге», изданной в 1960 году, не стал раскрывать сведения о последней любви поэта. В советское время было не принято публиковать сведения о личной жизни известных людей. Я обратился к тому же архивному делу канцелярии Академии наук, к которому обращался и Моренец, – «Переписке по административно-организационным вопросам» за 1896 год. Оказалось, что за все время его смотрели всего три человека. В указанном архивном деле сообщалось, что Анна Ивановна Шарикова в 1896 году добивалась возврата похищенного у нее архива Шевченко, утверждая, что она была его обрученная невеста.

Благодаря помощи работников архивов удалось установить еще два дела утаенной невесты Шевченко, из которых стало известно, что Анна Ивановна Шарикова после неожиданной смерти жениха вернулась в Лугу, жила в Воскресенском переулке в доме Панова. В войну 1877 – 1878 годов служила сестрой милосердия. Долго хранила, как указывалось в архивном деле, «неизданный литературный труд Тараса Шевченко, состоящий из малороссийских стихотворений, а также из многих статей и заметок, относящихся к реформе 1860 года».

В 1867 году Анна Шарикова отдала рукописи поэта «для рассмотрения и совета» лужскому мещанину Михаилу Яковлевичу Орлову. Тот посчитал статьи и заметки опасными и, очевидно, доложил «кому следует»...

Когда Анна потребовала вернуть рукописи, Орлов заявил, что они сгорели. В 1892 году у нее были похищены и письма Шевченко к ее отцу, где подтверждалось право ее литературной собственности и то, что она была обручена с Шевченко. Когда похищенные рукописи Шевченко попытались опубликовать, Шарикова начала тяжбу по возврату рукописей своего жениха. В 1896 году написала обращения президенту и секретарю Академии художеств.

От великого князя Владимира Александровича получила ответ: «Следует искать судом». Анна Ивановна написала заявления прокурору петербургского окружного суда, министру юстиции и министру финансов. Была допрошена следователем. Дело оказалось непростым, да еще и политическим. Ведь в свое время Шевченко за крамольные десять строк комедии «Сон» отбыл в солдатчине десять лет, после чего до самой смерти состоял под строгим надзором полиции.

Все эти обстоятельства очень настораживали следствие. Проще всего было объявить просительницу душевнобольной, но как ни старались власти это сделать, у них ничего не получилось. Тогда ее отправили под надзор в Свято-Духов Новгородский монастырь, где страдалица дожила до революции, которая дала ей свободу. Умерла тайная последняя любовь Шевченко около 1920 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (5383) от 23.01.2015.


Комментарии