Главная городская газета

«Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...»

  • 30.08.2017
  • Александр Соловьев
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
«Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...» | ФОТО из фондов Музея политической истории России

ФОТО из фондов Музея политической истории России

Этот деревянный колышек, определявший ось железнодорожной линии Байкало-Амурской магистрали, в 1974 году стал одним из новых экспонатов тогдашнего Музея революции — теперешнего Музея политической истории России. Его и другие артефакты привез с БАМа научный сотрудник музея В. А. Круглов, которого специально отправили в Ангарск для сбора материалов.

Двумя неделями раньше, 7 августа 1974 года, передовица газеты «Правда» гласила: «БАМ — стройка всенародная». Ниже было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Оно давало возможность получить второй железнодорожный выход (наряду с Транссибом) к Тихому океану.

Как отмечает Валентина Ушакова, заведующая отделом музея, В. А. Круглов побывал в районе, где планировалось строительство железной дороги, едва не заблудился в тайге, но ответственное задание выполнил. В дальнейшем музей организовал несколько экспедиций на различные участки магистрали — для сбора возможных экспонатов. В результате сегодня в фондах хранится коллекция, насчитывающая несколько тысяч единиц хранения и всесторонне документирующая это грандиозное событие.

БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда, увлеченные романтикой, желанием испытать себя, приезжали тысячи молодых людей. Работать приходилось в очень сложных климатических и геологических условиях, сразу же вспоминался подвиг Павки Корчагина... А популярный в ту пору ВИА «Самоцветы» исполнял «Бамовский вальс», в котором были и такие слова: «Искры пляшут на ветру, вьются над палаткой. // Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...».

В 1984 году было объявлено о завершении строительства БАМа, а спустя еще пять лет весь новый участок магистрали длиной три тысячи километров был сдан в постоянную эксплуатацию. Пока дорогу строили, в стране многое изменилось. Некоторые надежды, связанные с БАМом, не оправдались. Предполагалось, что он поможет освоению природных богатств районов, по которым пролегает. На пути БАМа планировалось построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов, но в итоге был построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс.

Во время перестройки звучали голоса, что проект БАМа вообще экономически абсолютно бессмысленный и нерентабельный. Однако время доказало, что дорогу строили не зря, а с заделом на будущее: она стала главной магистралью к активно разрабатываемому сегодня Эльгинскому угольному и другим месторождениям Дальнего Востока.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook