«Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...»
Этот деревянный колышек, определявший ось железнодорожной линии Байкало-Амурской магистрали, в 1974 году стал одним из новых экспонатов тогдашнего Музея революции — теперешнего Музея политической истории России. Его и другие артефакты привез с БАМа научный сотрудник музея В. А. Круглов, которого специально отправили в Ангарск для сбора материалов.
ФОТО из фондов Музея политической истории России
Двумя неделями раньше, 7 августа 1974 года, передовица газеты «Правда» гласила: «БАМ — стройка всенародная». Ниже было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Оно давало возможность получить второй железнодорожный выход (наряду с Транссибом) к Тихому океану.
Как отмечает Валентина Ушакова, заведующая отделом музея, В. А. Круглов побывал в районе, где планировалось строительство железной дороги, едва не заблудился в тайге, но ответственное задание выполнил. В дальнейшем музей организовал несколько экспедиций на различные участки магистрали — для сбора возможных экспонатов. В результате сегодня в фондах хранится коллекция, насчитывающая несколько тысяч единиц хранения и всесторонне документирующая это грандиозное событие.
БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда, увлеченные романтикой, желанием испытать себя, приезжали тысячи молодых людей. Работать приходилось в очень сложных климатических и геологических условиях, сразу же вспоминался подвиг Павки Корчагина... А популярный в ту пору ВИА «Самоцветы» исполнял «Бамовский вальс», в котором были и такие слова: «Искры пляшут на ветру, вьются над палаткой. // Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...».
В 1984 году было объявлено о завершении строительства БАМа, а спустя еще пять лет весь новый участок магистрали длиной три тысячи километров был сдан в постоянную эксплуатацию. Пока дорогу строили, в стране многое изменилось. Некоторые надежды, связанные с БАМом, не оправдались. Предполагалось, что он поможет освоению природных богатств районов, по которым пролегает. На пути БАМа планировалось построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов, но в итоге был построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс.
Во время перестройки звучали голоса, что проект БАМа вообще экономически абсолютно бессмысленный и нерентабельный. Однако время доказало, что дорогу строили не зря, а с заделом на будущее: она стала главной магистралью к активно разрабатываемому сегодня Эльгинскому угольному и другим месторождениям Дальнего Востока.




Комментарии