Как испанские «дети» защищали Ленинград

Памятный знак в честь испанских добровольцев, погибших в Карелии в 1941-м и 1944-м, защищая Ленинград, установлен близ поселка Сяндеба в Карелии - на мемориальном комплексе, который здесь зовут «Алешей». Воздвигнутый в честь воинов 3-й Фрунзенской дивизии Ленинградской армии народного ополчения, в последние годы он «обрастает» захоронениями, сделанными поисковиками, и новыми мемориальными знаками.

Как испанские «дети» защищали Ленинград | На церемонии испанские добровольцы как будто бы присутствовали рядом, глядя с больших фотографий «Бессмертного полка». ФОТО Станислава ВЯЗЬМЕНСКОГО

На церемонии испанские добровольцы как будто бы присутствовали рядом, глядя с больших фотографий «Бессмертного полка». ФОТО Станислава ВЯЗЬМЕНСКОГО

Напомним, дети испанских республиканцев, спасенные в 1937 году из пламени Гражданской войны на своей родине, обрели второй дом в нашей стране. Почти пятьсот ребят воспитывались в Ленинграде. И когда началась Великая Отечественная война, они, люто ненавидевшие фашизм, заставивший их покинуть родную Испанию, погубивший их родителей, мечтали отомстить врагу.

Подросшие мальчишки рвались добровольцами на фронт. Их не пускали, пытались сберечь, чтобы они потом строили будущую Испанию без фашистской диктатуры, но те хотели сражаться немедленно. И было-то им всего по шестнадцать-семнадцать лет! Почти еще дети... Но многие все-таки добились своего: 142 испанца были зачислены в Ленинградскую армию народного ополчения, из них около 70 человек - в 3-ю Фрунзенскую дивизию. Точнее, в ее 3-й Выборгский стрелковый полк, сформированный из добровольцев Выборгского района. Жили и овладевали азами военного искусства они на территории Политехнического института.

В конце июля 1941 года полк перебросили на олонецкое направление, где испанские добровольцы и приняли боевое крещение. Им пришлось сражаться против наступавших финских частей и шведских добровольцев. Дивизия попала в окружение и с большими потерями прорывалась из него. Многие ополченцы полегли в августе 1941 года в ожесточенных боях за высоту 40.0 у деревни Сяндеба...

В прошлом году игуменья Варвара, настоятельница Сяндемского Успенского женского монастыря, что в нескольких километрах от «Алеши», потрясенная историей испанцев, погибших в Карелии, предложила увековечить их имена на мемориальных стелах: в православной традиции поминают всех поименно.

С изготовлением памятника помогли меценаты, а выявлением имен занимался петербургский региональный информационный центр ТАСС. Для его сотрудника руководителя отдела корпоративных коммуникаций Станислава Вязьменского «испанская тема» давно уже стала своей.

- Хотя Россия и Испания географически расположены далеко друг от друга, они чем-то очень похожи, и события ХХ века это наглядно показали, - говорит Вязьменский. - СССР оказывал Испании помощь, и больше всего меня потрясло, что испанские республиканцы готовы были отдать жизнь, чтобы отблагодарить нашу страну. Ведь вдумайтесь только: испанские юноши в одном строю со своими ленинградскими ровесниками, студентами Политехнического института, сражались в глухих карельских лесах...

В Карелии погибли 23 юных испанца, их имена Станиславу Вязьменскому в результате кропотливой работы удалось выявить по 18-томной «Книге памяти. Ленинград. 1941 - 1945», изданной в 1990-х годах, и сверить по архиву Испанского центра в Москве. Останки одного из них, восемнадцатилетнего Мартина Пеньи, погибшего 7 августа 1941 года, поисковики питерских отрядов «Патриот» и «Линия фронта» нашли в позапрошлом году. По архивным данным, он числился погибшим и не вынесенным с поля боя.

- Памятный знак с надписями на двух языках, русском и испанском, установлен в память о павших на всем Карельском фронте, а не только в окрестностях Сяндебы и Нурмолиц, - уточняет Станислав Вязьменский. - И не только в 1941 году, но и при освобождении Карелии в 1944-м. Более того, далеко не у всех погибших испанцев установлено место захоронения: зачастую указано лишь «Карело-Финская ССР».

На открытии памятника очень трогательно прозвучало стихотворение «Встреча» Ольги Берггольц, написанное ею в 1937 году: «Не стыдясь ни счастья, ни печали, // не скрывая радости своей - // так детей испанских мы встречали, // неродных, обиженных детей...». Испанский центр в Москве сумел найти изображения двенадцати испанских юношей, погибших на Карельском фронте. Торжественно и величаво звучал хор женского монастыря. А участвовавшие в церемонии испанцы были настолько растроганы, что не стеснялись своих слез...

Поисковики из отряда «Патриот» передали испанскому послу в России Игнасио Ибаньесу Рубио личные вещи, обнаруженные вместе с останками Мартина Пеньи, и дипломат пообещал взять под особый контроль розыск его родных.

P. S. Поисковые работы в Карелии на местах боев 3-й дивизии народного ополчения продолжаются, так что наверняка мы узнаем новые имена испанских добровольцев. 

Материал был опубликован в газете под № 116 (6225) от 02.07.2018 под заголовком «Сяндеба, испанцы и карельский «Алеша».

#память #Испания #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6225) от 02.07.2018.


Комментарии