Святой в цивильном сюртуке
...Старинная, почерневшая от времени икона, изображение еле видно. Однако, если внимательно приглядеться, можно различить святую Параскеву Пятницу, Николая Чудотворца, святую мученицу Наталью.
При расчистке икон основные орудия труда реставраторов — ватные палочки и растворители: спирт, скипидар, демиксид, ацетон.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- На этой иконе до десяти слоев лака, где-то изображение осыпалось, утрачено два лика, - говорит старший реставратор Татьяна Моргунова. - Но это не гибель иконы, ее еще можно спасти. Моя задача - раскрыть ее от загрязнений и лака, укрепить слой, в места утрат положить реставрационный левкас и затем отдать в работу иконописцам. Они допишут утраченные лики.
Татьяна Ивановна - профессиональный реставратор и искусствовед. Окончила реставрационное отделение художественного училища Серова (теперь имени Рериха), а затем Академию художеств - факультет теории и истории искусств. В лавре работает уже четырнадцать лет. В свободное от работы время пишет картины. Причем необязательно на религиозные темы.
- Сколько же икон, - спрашиваю, - прошло через ваши руки за все это время?
- Есть полный список, - Татьяна Ивановна открывает толстую тетрадь. - Та, над которой я сейчас работаю, значится под номером 1210. Вообще обычно такой труд занимает от месяца до полугода. А бывает, и несколько лет...
В мастерской реставрируют иконы в основном для Александро-Невской лавры - из ее запасников, а также из других монастырей и церквей. Вообще же любой человек может принести свою икону на реставрацию.
- Мы называем наши иконы мученицами: они выжили, несмотря ни на что, вопреки всему. В богоборческие времена их уничтожали - рубили, сжигали на кострах, и люди порой с риском для жизни вытаскивали их из огня. К нам в лавру даже сейчас приносят иконы, спасенные тогда, в 1930-х годах, - говорит Моргунова.
Бывают и такие случаи, когда поврежденные, ветхие иконы восстановить просто невозможно. Тогда их «утилизируют», но в каждом случае решение принимает реставрационный совет лавры, причем только коллегиально. Учитывается ценность изображения, прошлое этой иконы (нет ли у нее какой-либо истории, которая бы придавала ей дополнительную духовную значимость) и само ее состояние. Только если все три параметра совпадают (со знаком минус), принимается решение об «утилизации».
Чаще всего это относится к иконам, изготовленным в конце XIX - начале ХХ века артельным способом, когда их поставили на поток, «конвейерное производство». Древние иконы, которые были плодом долгой кропотливой индивидуальной работы, гораздо реже приходят в негодность...
И если уж комиссия приняла решение «утилизировать» икону, то для того, чтобы над ней не надругались, ее по специальному благословению предают огню - в таком случае православная церковь допускает такую процедуру. Либо пускают по водам - благо Нева рядом.
- Однако чаще всего все-таки икону используют второй раз. Если основание - доска в хорошем состоянии, то она используется второй раз нашими иконописцами. Ее надо заново загрунтовать (залевкасить) и нанести новое изображение, - говорит Моргунова.
А вот икону собора Всех лаврских святых будут создавать в этой же мастерской, как говорится, с нуля. Обращаю внимание на одного из изображенных на ней персонажей - человека в сугубо гражданском одеянии, обычном костюме.
- Это адвокат Иван Ковшаров, который в 1922 году взялся за абсолютно безнадежное дело - защищать братию Александро-Невской лавры по делу митрополита Вениамина, обвиненного в отказе сдавать государству церковные ценности, - поясняет помощник наместника лавры по реставрации Алексей Одинцов.
Процесс был показательный, а суд «декоративный», поэтому ничего удивительного, что доводы адвоката были отвергнуты. Он был расстрелян вместе с митрополитом Вениамином, архимандритом Сергием и профессором Юрием Новицким. В 1992 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви все они были причислены к лику святых как новомученики.
- Изображение на иконе людей не в церковном облачении - редкость? - спрашиваю у Одинцова.
- Нечасто, но в принципе допускается. Посмотрите на икону Иоанна Предтечи. Он традиционно изображается в походной одежде синайского пастуха. Другое дело, что человека в цивильном сюртуке, как здесь, действительно можно увидеть на иконе достаточно редко.
Комментарии