Святой в цивильном сюртуке

...Старинная, почерневшая от времени икона, изображение еле видно. Однако, если внимательно приглядеться, можно различить святую Параскеву Пятницу, Николая Чудотворца, святую мученицу Наталью.

Святой в цивильном сюртуке | При расчистке икон основные орудия труда реставраторов — ватные палочки и растворители: спирт, скипидар, демиксид, ацетон.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

При расчистке икон основные орудия труда реставраторов — ватные палочки и растворители: спирт, скипидар, демиксид, ацетон.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- На этой иконе до десяти слоев лака, где-то изображение осыпалось, утрачено два лика, - говорит старший реставратор Татьяна Моргунова. - Но это не гибель иконы, ее еще можно спасти. Моя задача - раскрыть ее от загрязнений и лака, укрепить слой, в места утрат положить реставрационный левкас и затем отдать в работу иконописцам. Они допишут утраченные лики.

Татьяна Ивановна - профессиональный реставратор и искусствовед. Окончила реставрационное отделение художественного училища Серова (теперь имени Рериха), а затем Академию художеств - факультет теории и истории искусств. В лавре работает уже четырнадцать лет. В свободное от работы время пишет картины. Причем необязательно на религиозные темы.

- Сколько же икон, - спрашиваю, - прошло через ваши руки за все это время?

- Есть полный список, - Татьяна Ивановна открывает толстую тетрадь. - Та, над которой я сейчас работаю, значится под номером 1210. Вообще обычно такой труд занимает от месяца до полугода. А бывает, и несколько лет...

В мастерской реставрируют иконы в основном для Александро-Невской лавры - из ее запасников, а также из других монастырей и церквей. Вообще же любой человек может принести свою икону на реставрацию.

- Мы называем наши иконы мученицами: они выжили, несмотря ни на что, вопреки всему. В богоборческие времена их уничтожали - рубили, сжигали на кострах, и люди порой с риском для жизни вытаскивали их из огня. К нам в лавру даже сейчас приносят иконы, спасенные тогда, в 1930-х годах, - говорит Моргунова.

Бывают и такие случаи, когда поврежденные, ветхие иконы восстановить просто невозможно. Тогда их «утилизируют», но в каждом случае решение принимает реставрационный совет лавры, причем только коллегиально. Учитывается ценность изображения, прошлое этой иконы (нет ли у нее какой-либо истории, которая бы придавала ей дополнительную духовную значимость) и само ее состояние. Только если все три параметра совпадают (со знаком минус), принимается решение об «утилизации».

Чаще всего это относится к иконам, изготовленным в конце XIX - начале ХХ века артельным способом, когда их поставили на поток, «конвейерное производство». Древние иконы, которые были плодом долгой кропотливой индивидуальной работы, гораздо реже приходят в негодность...

И если уж комиссия приняла решение «утилизировать» икону, то для того, чтобы над ней не надругались, ее по специальному благословению предают огню - в таком случае православная церковь допускает такую процедуру. Либо пускают по водам - благо Нева рядом.

- Однако чаще всего все-таки икону используют второй раз. Если основание - доска в хорошем состоянии, то она используется второй раз нашими иконописцами. Ее надо заново загрунтовать (залевкасить) и нанести новое изображение, - говорит Моргунова.

А вот икону собора Всех лаврских святых будут создавать в этой же мастерской, как говорится, с нуля. Обращаю внимание на одного из изображенных на ней персонажей - человека в сугубо гражданском одеянии, обычном костюме.

- Это адвокат Иван Ковшаров, который в 1922 году взялся за абсолютно безнадежное дело - защищать братию Александро-Невской лавры по делу митрополита Вениамина, обвиненного в отказе сдавать государству церковные ценности, - поясняет помощник наместника лавры по реставрации Алексей Одинцов.

Процесс был показательный, а суд «декоративный», поэтому ничего удивительного, что доводы адвоката были отвергнуты. Он был расстрелян вместе с митрополитом Вениамином, архимандритом Сергием и профессором Юрием Новицким. В 1992 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви все они были причислены к лику святых как новомученики.

- Изображение на иконе людей не в церковном облачении - редкость? - спрашиваю у Одинцова.

- Нечасто, но в принципе допускается. Посмотрите на икону Иоанна Предтечи. Он традиционно изображается в походной одежде синайского пастуха. Другое дело, что человека в цивильном сюртуке, как здесь, действительно можно увидеть на иконе достаточно редко.


Комментарии