Свадебный водевиль

Эта любопытная история малоизвестна широкой публике. Началась она 3 мая 1889 года, когда в газете «Новое время» была впервые опубликована пьеса Антона Чехова «Предложение» – шутка в одном действии.

Свадебный водевиль  |  ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

Собственно, сюжет «Предложения» – очень простой. Иван Васильевич Ломов, «здоровый упитанный, но очень мнительный помещик», приезжает свататься к дочери своего соседа по имению Степана Степановича Чубукова – 25-летней Наталье Степановне. Далее следует целый каскад веселых ситуаций, споров и примирений, который заканчивается репликой Чубукова: «Ну начинается семейное счастье! Шампанского! Шампанского!»...

Летом 1889 года водевиль с большим успехом сыграли в летнем Красносельском театре для царской фамилии. В роли Ломова выступил Павел Свободин, Чубукова сыграл знаменитый «дядя Костя» – Константин Варламов, а Наталью Степановну – Мария Ильинская. Все – актеры Александринского театра. «Свободин в роли жениха был, говорят, бесподобен», – писал Чехову в августе 1889 года В. В. Билибин.

Спустя двенадцать лет пьесу снова должны были сыграть для царского двора. Дело в том, что 27 июля 1901 года в Гатчинском дворце была назначена свадьба великой княжны Ольги Александровны, сестры Николая II, с принцем Петром Александровичем, герцогом Ольденбургским. Для увеселения гостей требовалось разработать программу музыкально-театрального зрелища. Всего за месяц до этого был назначен новый директор императорских театров Владимир Теляковский – полковник Конной гвардии, три года успешно управлявший московскими театрами. Дальнейшие события предсвадебной подготовки можно проследить по его опубликованным дневникам.

«К 11 часам приехал в Петергоф для представления ее величеству государыне императрице Марии Федоровне, – записал Теляковский 13 июля 1901 года. – Говорил я также, что был вчера в Гатчине, осматривал театр и спросил ее величество, на какой пьесе она остановилась в выборе для будущего спектакля... Советовал я взять пьесу Чехова «Предложение», так как и по составу, и по исполнению, а также с литературной стороны она довольна забавна и легко смотрится. Императрица согласилась на это и разрешила мне передать так барону Фредериксу».

«Сегодня я окончательно решил убранство сцены для Гатчинского спектакля, выбрав нечто среднее из проектов Головина и Ламбина», – гласит запись от 21 июля. Спустя пять дней Теляковский отметил: «Около 12 часов в Александринском театре состоялась репетиция «Предложения» Чехова, играли Савина (Наталья Степановна. – И. Г.), Варламов (Степан Степанович Чубуков. – И. Г.) и Сазонов (Иван Васильевич Ломов. – И. Г.)».

Но так блестяще задуманному плану не суждено было состояться. Причиной тому стал объявленный траур по умершей накануне репетиции германской императрице Виктории, матери кайзера Вильгельма II. Спектакль отменили...

Удивительно, но если «наложить» образы героев пьесы Чехова на самих великосветских молодоженов, то получается любопытная картина. Вот одна из первых реплик героини «Предложения» Натальи Степановны: «Извините, я в фартуке и неглиже... Мы горошек чистим для сушки. Отчего вы у нас так долго не были? Садитесь...».

А вот как отзывался о великой княжне Ольге Александровне В. А. Теляковский в своих «Воспоминаниях», опубликованных в 1924 году (при переиздании в 1965 году этот отрывок не воспроизводился): «Ольга Александровна в жизни была сама простая, великая княгиня: она совершенно не придерживалась никакого этикета, чем немало огорчала свою мать – вдовствующую императрицу...

На балах, танцуя, случалось теряла посреди зала туфлю, ибо любила носить широкую обувь. Письма писала не в виде официальных рескриптов, как писали другие особы царской фамилии, а самые обыкновенные, и когда какую-нибудь просьбу исполняли – искренно и сердечно благодарила и извинялась за причиненное беспокойство... Вообще на великую княгиню, сестру императора, она мало походила».

Обратим внимание и на жениха из «Предложения». Иван Васильевич Ломов в самом начале пьесы рассуждает: «Главное – нужно решиться. Если же долго думать и колебаться... да ждать идеала да настоящей любви, то эдак никогда не женишься. Во-первых, мне уже 35 лет – возраст, так сказать, критический».

Настоящему жениху, принцу П. А. Ольденбургскому, было 33 года. Писатель Иван Бунин, который знал его в эмиграции и посвятил ему очерк «Его высочество», вспоминал его «необыкновенную простоту и деликатность в обращении с людьми, редкую нежность в дружбе, горячее и неустанное стремление ко всему, что дает человеческому сердцу мир, любовь, свет и радость...». В эмиграции принц под псевдонимом Петр Александров писал рассказы из народного быта в духе толстовских народных сказок.

Прочитав пьесу, с улыбкой представляешь, с каким видом царские особы слушали бы эмоциональные разборки по поводу раздела Воловьих Лужков в исполнении ведущих актеров Александринки. У Чехова в финале сватовство слаживается, но внимательный читатель, конечно, понимает, что такие разные «молодые» вряд ли обретут семейную гармонию. Как ни странно, такой же удел ждал брак великой княжны и принца. Он оказался неудачным, и через пятнадцать лет супруги развелись...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (5532) от 28.08.2015.


Комментарии