«Медный всадник» в 1903-ем: новое время, новое место

«Медный всадник» настолько совершенен, что, казалось бы, вряд ли у кого-либо могла родиться идея, что его нужно переделывать, улучшать.

«Медный всадник» в 1903-ем: новое время, новое место | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Между тем накануне 200-летия Петербурга были задумки не только изменить положение этого памятника в городском ландшафте, но и существенно «модернизировать» его художественный облик. Об этих «наполеоновских планах» поведала «Петербургская газета» в номере от 12 сентября 1902 года.

Автор публикации прозрачно намекал, что «гром-камень», служащий постаментом, был установлен в свое время «весьма примитивным способом», и за прошедшие 120 лет глыба сильно просела, зарылась в землю. «При современной грандиозности Петербурга памятник кажется маленьким, приземистым и заброшенным», - считал газетчик.

Он предлагал «для большей видимости и величественности памятника приподнять его на две с половиной сажени (5 метров 40 сантиметров. - А. Ч.) на новую и более широкую скалу, как бы выражение того, что и Россия за это время значительно возвысилась и увеличилась во все стороны».

Другая проблема - местоположение памятника: «в год своего открытия он стоял на середине площади, теперь же, только несколько лет тому назад освобожденный из Александровского сада, он стоит в левом углу площади, в слишком близком расстоянии от Сената и далеком от Невы».

Такое положение «Медного всадника» объяснялось тем, что, когда при Екатерине II памятник устанавливали, бастионы Адмиралтейства вклинивались в нынешнюю Сенатскую площадь, и всадник был вынужден «отодвинуться» от верфи-крепости. В начале правления Александра I адмиралтейские фортификационные сооружения были срыты, затем появились величественные здания Адмиралтейства и Сената и Синода. В результате архитектурное окружение и восприятие памятника существенно изменились.

Автором идеи приподнять и переместить «Медный всадник», как оказывается, был вовсе не безвестный газетчик, скрывавшийся под псевдонимом Северный, а Константин Дмитриевич Далматов - коллекционер, собравший богатейшую коллекцию тканей, кружев, вышивок различных народностей Российской империи. Он и ознакомил журналиста «с чертежами и видами памятника после его реставрации», которую намечалось завершить к 200-летию перенесения столицы в Петербург - к 1912 году.

Кстати, Далматов был человеком весьма уважаемым, а вовсе не каким-то «прожектером», как можно было бы подумать. Он далеко не ограничивался собирательством. Образцы из его и других коллекций помогали создавать узоры для выпиливания и вышивания, которые публиковались в «Русском базаре», «Семье и школе», «Ниве». Часть его коллекции приобрели Министерство финансов для Строгановского училища технического рисования в Москве и Русский музей для своего этнографического отдела.

Далматов предлагал не только передвинуть монумент к центру площади, но и убрать окружавшую его двухметровую густую металлическую решетку на массивных гранитных столбах, поскольку она «заслоняет собой вид почти на всю скалу». Действительно, эта ограда, установленная вокруг «Медного всадника» в 1870-е годы, грубо искажала замысел автора монумента скульптора Э.-М. Фальконе, который, еще работая над памятником, указывал: «Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?».

Кроме того, по замыслу Далматова, возвышенный над уровнем земли памятник следовало дополнить новыми скульптурными изваяниями: «По низу этой добавленной скалы я полагал бы обнести все сооружение новой решеткой в виде подковы, оконечностями к Неве, чем выразить, что Россия через свою столицу, по завещанию Преобразователя, уже пробила себе окно в Европу. В конечных пунктах новой решетки можно бы поставить две колонны со статуями, слева к Сенату - Россию, а справа к Адмиралтейству - вестника мира - эмблему нынешнего царствования».

Он имел в виду, что в 1899 году по инициативе императора Николая II была созвана I Гаагская конференция, принявшая резолюцию о мирном решении международных конфликтов.

«Между отвесной стеной скалы и новой решеткой можно поместить металлическую копию с ботика Петра Великого», - развивал далее свои идеи Далматов...

Думаю, сейчас мы должны радоваться, что этот смелый проект застопорился на этапе эскизов. Если бы идеи Далматова были осуществлены в полной мере, то обставленный новыми изваяниями гармоничный выверенный «Медный всадник» превратился бы в подобие многократно увеличенной в размерах настольной статуэтки. 

Материал был опубликован в газете под № 115 (6224) от 29.06.2018 под заголовком «Суета вокруг «Медного всадника».

#Петр I #памятник #Медный всадник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6224) от 29.06.2018.


Комментарии