Суда для Балтийского флота. Первые из них были построены еще в Приладожье

Общеизвестно, что корабли для Балтийского флота строили на верфях Петербурга с самого рождения города. Однако создавать суда для флота начали еще до основания Северной столицы.

Суда для Балтийского флота. Первые из них были построены еще в Приладожье  | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Спустя несколько месяцев после «нарвской конфузии», случившейся в ноябре 1700 года, Петр I принял решение направить оставшиеся и вновь сформированные русские полки не к Нарве, а к Ладожскому озеру и Финскому заливу. В новой кампании для доставки солдат и грузов к месту военных действий царь планировал использовать водные пути. Для этого требовались сотни транспортных судов, которые могли бы осуществлять необходимые перевозки по рекам, а также выходить в Ладожское и Чудское озера.

По указу государя на новгородской земле за короткое время была создана целая сеть небольших судостроительных верфей. Струги начали сооружать в Великом Новгороде и Пскове, а также на реке Луге у деревни Онежицы.

30 января 1701 года в Новгородской приказ поступило распоряжение: «на реках Волхове и Луге для нынешней свейской службы под всякие полковые припасы и на дачу ратным людям сделать 600 стругов». Царь также указал главе Адмиралтейского приказа Ф. М. Апраксину «о струговом деле, что в Новегороде для Бога не оплошись, и как возможно вели поспешать». Руководство судостроением на Волхове близ Новгорода и на Луге возле деревни Онежицы возложили на стольника Ивана Юрьевича Татищева.

Сбором работных и мастеровых людей для строительства судов занимался новгородский губернатор А. И. Репнин. В марте-апреле 1701 года он рассылал указы «во Псков, да на Олонец… на Луки Великие, в Торопец, в Холм, во Ржеву Володимерову, во Ржеву Пустую, в Старую Русу» и другие города с повелением собрать и выслать в распоряжение Ивана Татищева кузнецов, плотников и работных людей «со всеми струговыми припасы».

Однако к началу летней военной кампании необходимое для армии число стругов построить не успели. В июне 1701 года Борис Пет­рович Шереметев сообщил царю, что на Луге в готовности 170 судов, а на Волхове «сделано немного» из‑за нехватки работных людей.

В 1702 году начался новый этап судостроения на новгородской земле: наряду с военно-транспортными судами (стругами, карбасами и пр.) здесь стали изготовлять небольшие боевые корабли, которые могли бы противодействовать шведским флотилиям, действовавшим на Ладожском и Чудском озерах. Петр I приказал стольнику Татищеву тщательно осмотреть берег Ладожского озера в местах впадения в него Сяси, Свири, а также реку Пашу (приток Свири). Особое внимание предписывалось уделять наличию поблизости сосновых лесов.

Государь поставил задачу: «…в оборону и на отпор неприятельских свейских войск на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек». Летом 1702 года по «Осудеревой дороге» из Нюхчи на Белом море в Онежское, а затем и в Ладожское озеро доставили два малых фрегата «Святой Дух» и «Курьер». В октябре 1702 года, во время осады Нотебурга, они блокировали крепость со стороны Невы. В штурме шведской крепости также участвовали и небольшие суда, построенные на Новгородской верфи.

Зиму 1702/03 годов ближайший сподвижник царя А. Д. Меншиков провел в Шлиссельбурге, где под его руководством начала работать верфь, на которой делали барки для перевозки артиллерии и провианта. О дальнейшей судьбе этой верфи сохранились только отрывочные сведения.

После взятия Нотебурга и завоевания в 1703 году дельты Невы небольшая судоремонтная верфь начала работу и в Петербурге. 5 ноября 1704 года напротив Петербургской (впоследствии Петропавловской) крепости заложили Адмиралтейство.

Однако первые суда для Балтийского флота были построены на приладожских верфях. Одна из них была заложена в январе 1702 года близ дворцового села Сясьские Рядки, стоявшего при впадении реки Сясь в Ладожское озеро. Помимо удобных для устройства верфи берегов и наличия сосновых корабельных лесов жители этой местности обладали судостроительным опытом. Они издавна изготавливали большие и малые торговые суда.

Уже 1 мая 1702 года на стапелях Сясьской верфи голландский корабельный подмастерье В. Воутерсон ван Колк заложил два малых 18‑пушечных фрегата. Через год они были спущены на воду и получили названия «Фан Сяс» (или «Сясьский»). В конце 1702 — начале 1703 года приступили к строительству 28‑пушечных фрегатов «Ивангород» и «Михаил Архангел». Судостроение на Сяси просуществовало недолго: верфь упразднили уже в декабре 1706 года. За четыре года работы на ней построили 48 фрегатов, грузовых шняв, бригантин, буеров, шмаков и других небольших судов.

Осенью 1702 года на берегу реки Свирь заложили Олонецкую верфь (она же Лодейнопольская и Свирская). 22 августа 1703 года с ее стапелей сошел первый ранговый корабль Балтийского флота — 28‑пушечный фрегат «Штандарт». Эта верфь превратилась в крупное судостроительное предприятие: к 1724 году на ней построили более 800 больших и малых судов. В отличие от Сясьской Олонецкая верфь действовала более столетия, до начала XIX века.

При впадении реки Волхов в Ладожское озеро, где с XV века находился Николо-Медведский монастырь, была основана Новоладожская верфь. В 1704 году Петр I упразднил обитель, и по его указу начали строительство небольшой крепости. Рядом с ней образовалось поселение, которое назвали Новой Ладогой. Сюда сухим и вод­ным путем из центральной России доставляли продовольствие, оружие, боеприпасы, строительные материалы. В крепости грузы перекладывали на транспортные суда и по Ладожскому озеру везли в Петербург, Шлиссельбург и на Олонецкую верфь.

По-видимому, в 1705 году в Новой Ладоге начали закладывать и ремонтировать военные суда. Здесь были построены первые линейные корабли Балтийского флота — «Выборг» и «Рига». ­После смерти Петра I деятельность верфи постепенно прекратилась. Последние суда спустили на воду в 1741 году.

Олонецкая и Новоладожская верфи дали жизнь селениям, продолжившим свое развитие в XVIII – XIX веках. Уже в 1727 году город Новая Ладога стал цент­ром Новоладожского уезда. В 1785 году по указу императрицы Екатерины II поселение Лодейное Поле возле олонецкого адмиралтейства получило статус уездного города. Село Сясьские Рядки прекратило существование только в конце XX века, когда его включили в состав города Сясьстрой.


#олонецкая верфь #Петр #Балтийский флот

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7708) от 19.07.2024 под заголовком «Суда для Балтийского флота».


Комментарии