2Vtzqv4Hz9U

Субмарина... под Аничковым мостом

«Вероятно, многие проезжающие и проходящие по Невскому проспекту заметили с одной стороны Аничкина моста кучи народа, который с утра до вечера терпеливо смотрит на что-то. В один прекрасный день и мы соблазнились приманкой и невольно должны были слушать разные толки насчет оказии на Фонтанке». Так в «Петербургском листке» от 30 сентября 1867 года начинался очерк о многодневном «театральном представлении» на мосту, вызванном, как оказалось затем, самыми банальными обстоятельствами.

Субмарина... под Аничковым мостом | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Свесившаяся через перила, по выражению газетчика, «деревенская баба» допытывалась у своего соседа, солдата-отставника: «Позволь тебя спросить, господа служба, что такое там копошится в воде? и чего там глазеют, когда ничего не видно. Почитай, утопленника подымают али наткнулись на рачье гнездо?». Служивый ответил, как саблей рубанул: «Ах ты, голова с куриным мозгом, какие тут раки в Фонтанке, когда не понимаешь, так и не суй рыла куда не следует».

Другой сосед любознательной горожанки оказался снисходительнее, но зато явно любил подтрунивать над окружающими. Он начал объяснять любопытной, что «это устраивают рельсы или железные дорожки, по которым будут бегать подводные лодки, так как на воде им уже места не хватает».

Шутник не случайно завел рассказ о подлодках. Субмарины, новый вид военно-морской техники, тогда вызывали интерес, о них в ту пору могли прочитать в газетах - к примеру, о работе изобретателя И. Ф. Александровского. По его проекту в Петербурге в 1866 году была построена первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе.

Еще один любитель побалагурить начал объяснять, что «в Фонтанке сверлят воду, для того, чтобы сделать, значит, проход для газа, потому что чугунные трубы никуда не годятся». Очередной прохожий, присоединившийся к набиравшей обороты дискуссии, доказывал, что «ефтим манером» проводят секретный телеграф, которого в воде никто уж не прочитает.

Более осведомленные зеваки разъяснили окружающим, что в действительности все гораздо прозаичнее: в воде «копошится» водолаз, и его задача - понизить водопроводную трубу, которая зацепляет днища проходящих судов. «Как бы то ни было, исправление или понижение трубы доставляет иным пользу, а другим развлечение», - отмечал газетчик.

Как оказалось, от сборища на мосту более всех выиграл здешний пирожник, у которого выросли продажи. «Водолаз выходит отдыхать на поверхность воды через час, а иногда и более; антракты без пирогов действительно были бы нестерпимы», - объяснял журналист причины десятикратного увеличения выручки лоточника.

Однако удовольствие смотреть на невидимого водолаза обходилось некоторым дорого. «Недавно жена одного офицера задумала также полюбопытствовать спектаклем, но на ее несчастье все удобные пункты были заняты. Вдруг подходит какой-то франт, расталкивает народ, с трудом устраивает ей место и занимает хорошенькую наблюдательницу интересными разговорами, потом вежливо откланивается. После ухода любезного кавалера у доверчивой дамы не оказалось портмоне». Ничего удивительного - в густой толпе карманникам самый клев...

Завершалась газетная зарисовка прямо-таки басенной моралью: «С своей стороны, мы бы советовали дамам не слишком увлекаться любезными предложениями от незнакомых лиц, потому что между светлыми личностями бывают иногда и темные».

#старые газеты #байки #город

Комментарии