Стрельнинская кадриль

Художник Вильгельм Татцельт, которому в 1856 году венский издатель Карл Хаслингер заказал обложку к «Террасам Стрельны» Иоаганна Штрауса, по всей видимости, никогда не бывал в этом замечательном пригороде Петербурга. Поэтому он, используя только словесное описание, изобразил свое воображаемое видение стрельнинских террас, основываясь на созерцании дворцов и террас Германии.

Стрельнинская кадриль |

На гравюре - небольшой одноэтажный дворец, окруженный полукруглой выложенной из камня высоченной террасой, от которой в морскую даль идет канал. Художник завершил сцену изображением нескольких кораблей, идущих под парусами, а над ними в больших облаках - бескрайнее небо...

В действительности же все выглядит еще более величественно. Террасы Стрельны - это не что иное, как обращенные к морю террасы Константиновского дворца. Сюда и пригласили «короля вальсов» Иоганна Штрауса в один из жарких летних дней 1856 года. В тот год устроители Царскосельской железной дороги позвали его давать концерты в Павловском вокзале, соблазнив маэстро огромным окладом - 22 тысяч рублей за сезон. Концерты стали так популярны, что Штраус провел там одиннадцать летних сезонов.

Владелец Павловска великий князь Константин Николаевич очень любил музицировать на виолончели, фортепиано и органе. Играл он на виолончели и в оркестре Штрауса в Павловске. Его жена, Александра Иосифовна, урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, тоже любила музицировать, даже сочиняла музыку...

Стрельна была еще одним владением Константина Николаевича. С дворцовой террасы, поднятой на 13 метров морским уступом, открывался удивительный вид на Финский залив, Нижний парк Стрельны с трезубцем каналов, убегающих в морскую даль. В ней были видны идущие в российскую столицу морские суда.

Великая княгиня Александра Иосифовна была настолько пленена этой красотой, что превратила террасу в уютный двор с зеленью и цветниками, уставленный кадками с деревьями, скульптурами и садовой мебелью. Дополняло все это несколько небольших декоративных фонтанов. Здесь в тиши и тени, спасаясь от зноя морским бризом и прекрасными морскими видами, восходами и закатами над морем, находили упокоение не только великокняжеская семья, но и многочисленные родственники императорской семьи, и знатные гости Стрельны.

Впечатлил этот вид и Иоганна Штрауса, да причем так, что он тут же записал и исполнил произведение под названием Strelna Terrassen - Quadrille (кадриль «Террасы Стрельны»). И посвятил его ее императорскому высочеству великой княгине Александре Иосифовне (об этом было сообщено в венской газете «Фремденблатт» от 25 декабря 1856 года).

«Террасы Стрельны» были сыграны на заключительном концерте сезона в Павловске 13 октября 1856 года. Выступление было столь успешным, что публика требовала исполнение на бис дважды. В Вене «Террасы Стрельны» были впервые представлены публике 27 декабря 1856 года. А вскоре появилось и иллюстрированное издание фортепианных переложений с видом стрельнинских террас...

Пятнадцать лет назад большой почитатель Стрельны Вадим Валентинович Знаменов (в ту пору гендиректор ГМЗ «Петергоф») отыскал в Российской национальной библиотеке ноты «Террасы Стрельны». Принес их петергофскому композитору С. А. Осколкову, и зазвучала забытая мелодия. Знаменов предложил использовать ее как своеобразный гимн Стрельны. Тогда это предложение не получило развития, но сегодня мы хотим попробовать еще раз. Пока же благодаря Интернету каждый может найти в поисковике «Террасы Стрельны» Штрауса и прослушать эту восхитительную кадриль.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5892) от 17.02.2017.


Комментарии