Столица на нитропленке. В 1907 году вышел первый документальный фильм о Петербурге
10 ноября (по старому стилю) 1907 года на экраны столичных синематографов вышла короткая документальная лента «Обозрение Петербурга» пионера отечественного кино Александра Осиповича Дранкова. Или иначе — «Уличная жизнь Петербурга». Дело в том, что прокатчики нередко выпускали одни и те же фильмы под разными названиями.
Александр Осипович Дранков в изображении современной художницы Татьяны Стрежбецкой./Репродукция. ФОТО автора
Будничная жизнь большого города была в ту пору любимым жанром европейской «светописи» и «живых картинок». Теперь к кадрам Парижа, Берлина, Гельсингфорса с их интенсивным движением, нарядной публикой, фланирующей по бульварам, добавились эпизоды из жизни Северной Пальмиры. Зеваки, прохожие, пересекающие улицы как и где вздумается, витрины дорогих магазинов, зазывные вывески, городовые. Гранитные набережные, монументы, колоннады, соборы…
Напомню, что именно в том году, когда появилась лента Дранкова, в Петербурге пошли первые трамваи, состоялся городской чемпионат по футболу, а также первая Международная автомобильная выставка в Михайловском манеже.
Лента Александра Дранкова фактически открывает галерею документальных фильмов о нашем городе. Увы, как и многие картины, снятые на заре российского кино на горючую нитропленку, «Обозрение Петербурга» не сохранилось. Однако, зная репортерские таланты Дранкова, можно представить, каким уникальным документом была эта первая фиксация жизни Северной столицы средствами кинематографа.
В том же году открылось «Первое синематографическое ателье» Александра Дранкова. Он всегда успевал заснять самое интересное, самое сенсационное, самое эксклюзивное раньше других. Популярный фотограф, наряду с Карлом Буллой снимавший для европейских газет и журналов, талантливый кинооператор и продюсер первого русского фильма «Понизовая вольница», вышедшего на экраны в 1908 году, он везде умудрялся оказываться первым.
Что же касается его «Обозрения Петербурга», то, по всей видимости, он представлял собой даже не фильм, а короткие, на одну-две минуты, сюжеты, которые демонстрировали в синематографе перед показами большого игрового фильма или дивертисментами. И премьеры как таковой не было: для широкой публики выход документальной ленты о Петербурге не стал особенным событием. Казалось бы, что в этом могло быть особенного? Гораздо большее оживление вызывал показ чего‑нибудь экзотического…
Рецензий или отзывов на документальный фильм Дранкова найти не удалось. Скорее всего, их просто не было, поскольку по большому счету кино тогда еще не считалось искусством. В прессе появлялись только анонсы фильмов: синематографам важно было прежде всего зазвать зрителя.
Найдут ли когда‑нибудь снятое Дранковым «Обозрение Петербурга»? Едва ли это возможно, хотя все может быть… Не так давно в Аргентине, в Буэнос-Айресе, обнаружили несколько частей предвоенного фильма «Мой сын», снятого забытым, увы, ленинградским кинорежиссером Евгением Червяковым. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт и погиб, защищая Ленинград. Многие его ленты не сохранились, а самого Червякова можно увидеть в роли Пушкина в фильме «Поэт и царь».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком «Столица на нитропленке».
Комментарии