Прогулки по городу: Миллионная улица, 36

Это здание, напоминающее флорентийское палаццо, находится в самом сердце Петербурга - возле Зимнего дворца, напротив знаменитых атлантов. Расположен в нем Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ). Здесь хранятся документы по истории советского флота за 1917 - 1940 годы.

Прогулки по городу: Миллионная улица, 36 | Историк архитектуры Андрей Львович Пунин считает здание архива Госсовета «во многих отношениях одним из высших достижений русской архитектуры конца XIX века». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Историк архитектуры Андрей Львович Пунин считает здание архива Госсовета «во многих отношениях одним из высших достижений русской архитектуры конца XIX века». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мозаичные надписи на фасаде свидетельствуют, что здание было построено в 1883 - 1887 годах для архива Государственного совета - в Российской империи он был высшим законосовещательным органом. Автор здания академик архитектуры Максимилиан Месмахер за его безвозмездную постройку был награжден орденом Станислава III степени.

Теперь документы, находившиеся прежде в этом фондохранилище, - в Российском государственном историческом архиве. А нынешний хозяин старинного здания на Миллионной, РГАВМФ, занимает его с июня 1926 года.

Любопытная деталь: на той стороне фасада, что обращена к Новому Эрмитажу, - два картуша c изображением герба Российской империи. В советское время в них были вмонтированы гербы СССР, однако несколько лет назад, во время реставрации фасада, ему вернули исторический облик.

Вместе с директором РГАМВФ Валентином Смирновым мы прошли по зданию, заглянув даже в самые укромные его уголки. Здесь совершенно особая аура: настолько много всего сохранилось почти в нетронутом виде со времен постройки, что кажется, будто погружаешься в конец позапрошлого века. Своего рода «архивный музей».

Главный вход - со двора, в перекрестье двух корпусов. Крошечный вестибюль, и перед нами - многоярусная цилиндрическая ротонда со световым куполом, вокруг которой по кругу идет главная лестница. Прием достаточно редкий - практически нигде в Петербурге больше подобного нет.

- До революции это было единственное в Петербурге и во всей России здание, построенное специально для архивного учреждения, и в нем все было продумано до мелочей, - рассказывает Смирнов. - Оно было оборудовано новейшей для того времени системой отопления и вентиляции. Две калориферные печи обеспечивали помещения свежим, нагретым и увлажненным воздухом. Конечно, с течением времени эти системы вышли из строя, сегодня есть некоторые проблемы с поддержанием необходимого температурно-влажностного режима. Но теперь они уже решаются с помощью современного оборудования.

Во все помещения ведут бронированные двери, напоминающие корабельные. Выполнены они были по рисунку самого Максимилиана Месмахера. Выглядят двери мощными, но открываются достаточно легко.

До сих пор в хранилищах архива вместе с современными передвижными стеллажами-компактусами используются сохранившиеся со времени постройки металлические стеллажи, изготовленные известной петербургской фирмой Сан-Галли. Им по 130 лет. По тем временам это было новейшее оборудование. Есть и красивые сейфы-шкафы (тоже от Сан-Галли), удобные для использования и сегодня. Часть из них сохраняет еще старые замки.

Железные складные жалюзи на окнах действовали с помощью специальных цепей. Кое-где сохранились и сами жалюзи, и цепи, и даже подъемные механизмы.

В здании архива Госсовета было предусмотрено даже подобие лифта, которое позволяло поднимать документы с этажа на этаж. А еще внутри есть каменная винтовая лестница, спроектированная Месмахером в целях пожарной безопасности... Она напоминает потайной ход в рыцарском замке.

После того как мы обошли почти все здание, Валентин Георгиевич предложил для полноты впечатлений заглянуть... в подвал: мол, поймете, почему его так часто можно увидеть в кино. Спускаемся вниз, оказываемся ниже уровня Миллионной улицы. Сводчатые потолки, тяжелые двери, катакомбы...

- Киношники любят изображать тут всякие страсти - застенки то белой контрразведки, то большевистской ЧК, - пояснил директор архива. - К примеру, несколько лет назад тут снимали эпизоды фильма «Контрибуция», рассказывающего о взятии в 1918 году Перми войсками генерала Пепеляева. Поставили нары, на каменный пол набросали сено... Получилось очень натурально. 

Материал был опубликован в газете под № 120 (6229) от 06.07.2018 под заголовком «Стеллажи от Сан-Галли».

#город #здания #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6229) от 06.07.2018.


Комментарии