Старорусский терем

Этот шестиэтажный доходный дом на углу Мытнинской и Старорусской улиц в районе Песков (так назывался район Рождественских, ныне Советских, улиц) похож на невероятно увеличенный в размерах новгородский терем. Здание построил в 1908 – 1909 годах архитектор Дмитрий Крыжановский. В створе Полтавской и продолжающей ее Мытнинской улиц оно хорошо видно с Невского проспекта – с расстояния более полукилометра.

Старорусский терем | Угловая часть дома, завершенная шлемовидным куполом, напоминает башню старинной крепости. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Угловая часть дома, завершенная шлемовидным куполом, напоминает башню старинной крепости.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Своей постройкой Крыжановский как будто отвечал на развернувшуюся в те годы на страницах архитектурной периодики дискуссию, можно ли применять мотивы допетровской русской архитектуры для многоэтажных домов. Построенные в период эклектики «грузные здания» в русском стиле подвергали острой критике за обилие декора и слишком маленькие окна, отбирающие у жильцов и так дефицитный в Петербурге солнечный свет. Выход видели в том, чтобы откинуть прочь увлечение деталями и вспомнить о «красоте здания как целого». Так на архитектурную сцену вышел неорусский стиль.

Терем на Мытнинской стал первым в Петербурге многоэтажным жилым зданием в неорусском стиле. Большинство окон лишено наличников; кое-где над проемами тянутся традиционные для новгородского зодчества изящные криволинейные карнизики – «бровки». Фасады украшены скупым «выемчатым» орнаментом в новгородском духе: декор не выступает из стены, а как бы вырезан в ее толще. Этот мотив перетекает и внутрь здания. Лестничная клетка в плане напоминает нераспустившийся бутон тюльпана. По ходу лестничных маршей тянется лента орнамента, выбранного в виде цветов и елочек.

Владельцем необычного дома был выходец из новгородских крестьян потомственный почетный гражданин Павел Становой. «Социальный лифт» вознес его на вершину столичного олимпа: Павел Становой стал гласным (депутатом) Городской думы.

Что касается жильцов, то едва ли не самым известным из них был литературовед и педагог Василий Келтуяла. Дом, оформленный в духе древнерусского зодчества, вероятно, как нельзя лучше подходил для него. Важнейшие работы Келтуялы были посвящены изучению устного народного творчества Руси и древнерусской литературы. Он подготовил курсы лекций и пособие для самообразования по истории литературного наследия Древней Руси, занимался исследованиями важнейшего литературного памятника – «Слова о полку Игореве».

По воспоминаниям жильцов, во время блокадных обстрелов одна из бомб упала так близко, что дом как будто подскочил, а затем вновь осел, с чем некоторые жильцы связывают существующие ныне трещины. Но добротно построенное здание устояло.

После блокадных дней одним из жильцов бывшего дома Станового стала Людмила Кирилловская, ставшая впоследствии автором книги воспоминаний «В одном дворе на Песках...». Судьба ее героя была тесно связана с домом: «Может быть, сам того не ведая, стоя в ночном подъезде, он инстинктивно впитывал ту особую живительную силу старого дома детства, основательную и спокойную, которую сполна отдавали ему казавшиеся еще более широкими в ночи пологие ступени, и мерцавшие в электрическом свете мраморные плиты площадки, и кованая лестничная решетка, как бы сплетенная из чугунных лилий, и стрельчатые окна с затейливыми переплетами, много раз битые футбольными мячами и давно расставшиеся по этой причине с цветными стеклами...».

К началу XXI века дом растерял не только разноцветные стекла, но и часть декора. Со своих насестов на дверях парадных «улетело» большинство деревянных сов, осыпается штукатурка. Однако в ближайшее время ремонта не будет: чиновники обещают, что он запланирован только на 2023 год...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5622) от 15.01.2016.


Комментарии