Старейший «двоеглавный». Государственному гербу на Петровских воротах - 300 лет
«Над теми воротами герб Российской, представляющий орла двоеглавнаго, вылит из свинцу, в котором весу 68 пуд(ов) 20 фунтов», – отмечал первый историк Петербурга А. И. Богданов.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В новом столичном граде герб государства занимал особое место. На Троицкой площади в 1714 году в честь победы при Гангуте установили триумфальные ворота по проекту Доменико Трезини. На одной из эмблем ворот, обыгрывавших тему побежденного и победителя, был изображен, как писал ганноверский дипломат Вебер в книге «Преображенная Россия», «орел Московии, кидающийся на слона», и рядом девиз: «Орел не охотится за мухами». Подразумевался шведский фрегат «Элефант».
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Что же касается Петровских ворот, то, судя по документам, подаваемым Трезини в Канцелярию городовых дел, до установки нынешней свинцовой скульптуры орла над аркой возвышался его предшественник, изготовленный из гипса. Мастера-лепщики получили деньги «за починку двух фигур штукаторною работою, за подделку орла внов штукаторством». От прежней скульптуры до сих пор остались кирпичные заплаты со следами крепления.
Еще один орел находился на внутреннем фасаде Петровских ворот, обращенных к Петропавловскому собору. Об этом сохранились свидетельства немецкого путешественника Геркенса, побывавшего в Петербурге в 1713 и 1717 годах: «Внутри крепости над воротами находится большой черный русский орел, искусно вырезанный из дерева; на его головах короны, в когтях правой лапы он держит скипетр, левой – державу. Несколько ниже нарисован св. Николай, которому русские воздают почести, многократно кланяясь и крестясь по своему обычаю, особенно утром». Иностранец в данном случае имел в виду икону св. Николая.
Петербургский климат не щадил ни дерево, ни гипс, из которых были изготовлены скульптуры Петровских ворот. Как значилось в доношении Трезини 1725 года, они «от дождей и морозов повредились». Из девяти круглых скульптур до нас дошли две, и то с большими изменениями. Трезини неоднократно предлагал заменить статуи на свинцовые. Но этого не случилось, поэтому часть скульптурного убранства была утрачена уже в XVIII веке.
В более прочном материале, свинце, решили отлить лишь царственную птицу. Выполнить эту ответственную работу должен был французский мастер-литейщик Франсуа Паскаль Вассу, вызванный из Парижа. Он приехал в Россию вместе с двумя помощниками и семьей.
В хранящемся в Российском государственном архиве древних актов «Реестре художникам французским, новоприбывшим к делам, которые мочно им раздать для услужения вашему императорскому величеству», составленном 1 ноября 1717 года архитектором Леблоном, говорится: «Литейщик Васу с двумя товарищами может быть употреблен весма пристойно для литья рам стеклянных, бронзовых, стенных шандалов (подсвечников. – М. К.), паникадил, решеток в комли (камины. – М. К.) и других бронзовых вещей для украшения внутренних палат и прочая. Такоже он Васу имеет часть моделей, наилучшим вещам, сделанным королю и великим господам во Франции».
Установить тяжелую скульптуру на воротах было очень непросто: шесть частей орла крепились на большие крючья, вмонтированные в кладку верхнего яруса.
«На Петровские ворота, которые в Санкт Питербурхской фортификации, поставлен вылитой из свинцу орел и надлежит оной орел вызолотить золотом», – докладывал 20 августа 1720 года руководству Канцелярии городовых дел Трезини. Далее следовало выкрасить орла в геральдические цвета черной краской и позолотить короны, скипетр и державу. Это было исполнено живописцем Александром Захаровым, участвовавшим в создании интерьеров Петропавловского собора.
Вассу еще немало работал в Северной столице: под руководством Леблона занимался созданием скульптур из бронзы и свинца для петергофских фонтанов, работал и в Летнем саду. После смерти скульптора-литейщика в 1725 году у вдовы остались отлитые им фигуры лошадей (пегасов), батальная композиция и медали с изображениями Петербурга, Шлиссельбурга и Нарвы. Однако наиболее известной его работой стал все-таки герб Петровских ворот.
Государственная символика повторялась и в других сооружениях крепости: на здании аптеки, находящейся на территории Меншикова бастиона, и на возводимых в камне бастионах крепости: это были изображения двуглавых орлов в камне. К примеру, 16 июля 1728 года к строительству Зотова бастиона Трезини запрашивал «из здешнего мраморного камня для вставливания в оба фаза на дело гербов восемь камней...». (Известняк, добываемый под Петербургом, в те времена ошибочно принимали за мрамор.)
Геральдическая тема поддерживалась в крепости и на императорском штандарте – желтом флаге с российским черным орлом, в когтях и на крыльях которого были изображения морей. Традиция подъема штандарта в праздничные дни и во время визитов императора в крепость сохранялась с петровских времен. Датчанин Педер фон Хавен, живший в Петербурге во времена Анны Иоанновны, отмечал: «На одном бастионе напротив дворца на голландский манер постоянно стоит флаг. А в большие торжества развевается флаг с изображением русского орла, держащего в своих крыльях и когтях четыре моря...».
В революционное лихолетье гипсовые вензели императоров с фронтонов крепостных ворот были сколоты, а на фронтоне Монетного двора российский герб заменили на советский. А вот символу имперской России на Петровских воротах повезло: его только закрыли деревянными щитами. Возможно, представители новой власти посчитали хлопотным делом избавляться от тяжелого царского символа, решив его просто спрятать от глаз.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Старейший «двоеглавный»».
Комментарии