«Стальные кони» начала XX века: как велосипед покорил Петербург и его окрестности

Подробности велопутешествия, участники которого попали в объектив фотографа на железнодорожной станции Званка (в 1934 году она была переименована в Волховстрой), неизвестны. Но снимок, сделанный в начале ХХ века, напоминает о том, что традиция велопокатушек по ближним и дальним окрестностям Петербурга зародилась с тех самых пор, как велосипед вошел в моду.

«Стальные кони» начала XX века: как велосипед покорил Петербург и его окрестности | Фото отражает важную деталь времени: велосипедный спорт служил одним из средств популярной в конце XIX — начале ХХ веков «женской эмансипации». Дамы боролись за возможность ездить на велосипеде и право носить при этом спортивный костюм./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Фото отражает важную деталь времени: велосипедный спорт служил одним из средств популярной в конце XIX — начале ХХ веков «женской эмансипации». Дамы боролись за возможность ездить на велосипеде и право носить при этом спортивный костюм./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Велосипеды в ту пору называли «стальными конями», «скороходами» или «самокатами», велосипедистов же — «самокатчиками». К началу ХХ века в столице насчитывалось до 18 тысяч владельцев велосипедов, и, чтобы упорядочить велодвижение, столичный градоначальник Виктор фон Валь в 1897 году утвердил «Правила езды на велосипеде по г. С.‑Петербургу». Так что за пределами столицы «самокатчики» чувствовали себя гораздо вольготнее.

«Стальной конь» быстро завоевал популярность в самых разных слоях общества, включая аристократические. Например, прогулками на велосипеде увлекалась балерина Матильда Кшесинская, живя на своей приморской даче в Стрельне.

«В то лето я стала увлекаться ездой на велосипеде, — вспоминала Кшесинская 1897 год, — и больше всего любила кататься по нижней парковой дороге, которая шла от Стрельны до Петергофа, мимо Михайловки… В Михайловке я обыкновенно встречала великого князя Михаила Николаевича, который гулял по своему парку. Он всегда меня останавливал, очень мило со мною беседовал и заставлял делать на велосипеде восьмерки, которые не всегда хорошо у меня удавались».

Велосипедный бум сопровож­дался самоорганизацией любителей быстрой езды. Принято считать, что первое в России велосипедное общество «Царскосельский кружок велосипедистов» возникло в 1883 году. В 1895 году появилось общество велосипедистов-туристов «Русский туринг-клуб».

И чем популярнее становился велосипед, тем больше его использовали как средство для дорожных гонок, а также для дальних путешествий. В 1889 году поручик русской армии Мартос совершил 52‑дневное велопутешествие из Петербурга в Лондон. Рассказывая о нем, автор журнала «Велосипед» отмечал, что машины русских велосипедистов «пригодны не только для катаний по садовым дорожкам, но и для езды по большим дорогам».

А триумфом велосипедного спорта современники называли велопутешествие из Москвы в Петербург, совершенное четверкой москвичей в мае 1892 года. Своей «прогулкой» они были довольны, тем не менее не преминули высказаться по самому больному вопросу — качеству дорог. «В Мос­ковской губернии они посредственны, в Тверской порядочные, в Новгородской еще туда-сюда, но начиная с Чудово дороги были верхом безобразия! — возмущался председатель московского клуба велосипедистов Луи Делез. — Это было нечто невозможное! И грунт прескверный, и дожди, перепортившие путь, словом, все было против нас. Последние же версты были чем‑то вроде адской мостовой из добрых намерений. Двадцать пять последних верст до Петербурга мы тащились целых три часа».

Впрочем, отсутствие комфортных дорог любителей велопутешествий не останавливало. Подробности многих из них публиковались в журнале «Русский турист», издававшемся «Русским туринг-клубом». Так, в мае 1909 года трое участников клуба отправились в велопутешествие в Выборг. Они констатировали, что в пути им пришлось встретиться с ужасающим бездорожьем. Местами дорога была песчаной, крутые подъемы чередовались со спусками. Случалось, что ехать можно было только по краю шоссе — по узким пешеходным дорожкам, ежеминутно рискуя свалиться в канаву.

«В общем, наше путешествие представляло ряд довольно трудных гимнастических упражнений, проделываемых для того, чтобы сохранить и свою особу, и машину от каких‑либо повреждений. Весьма понятно, что любоваться красивыми видами не было никакой возможности», — признавался один из участников выборгского велопохода. Дабы не испытывать судьбу, в обратную дорогу они отправились на поезде, сдав велосипеды в багаж. На память о посещении древнего города туристы запаслись знаменитыми выборгскими кренделями…

Читайте также:

«Биржа труда» и «Обжорный ряд»: как Никольский рынок стал сердцем дореволюционного Петербурга

Победная оборона — она позволила новгородцам взять верх над шведами в Невской битве


#велосипед #история #велопутешествие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7963) от 05.08.2025 под заголовком «Велопокатушки по бездорожью».


Комментарии