Среды на Пушкарской. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Шмитта-Фогелевича

Те, кто знал Николая Павловича лично, до сих пор вспоминают об этом человеке как о настоящей легенде — совершенно выдающемся собирателе открыток. В эпоху дефицита краеведческой информации к нему обращались исследователи города, реставраторы, музейщики, экскурсоводы, писатели, журналисты, поскольку знали о его отзывчивости и были уверены, что в его коллекции точно можно будет найти то, что они ищут. Чаще всего речь шла об изображениях утраченных объектов Петербурга, зачастую сохранившихся только на открытках…

Среды на Пушкарской. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Шмитта-Фогелевича | В Ленинграде — Петербурге Николая Павловича Шмитта-Фогелевича называли филокартистом номер один./ФОТО предоставлено Фондом имени Д. С. Лихачева

В Ленинграде — Петербурге Николая Павловича Шмитта-Фогелевича называли филокартистом номер один./ФОТО предоставлено Фондом имени Д. С. Лихачева

Николай Павлович разрешал пере­снимать экземпляры из его собрания, и они становились иллюстрациями для многочисленных газетных и журнальных статей, книг, использовались в телепередачах. По словам краеведа Анатолия Иванова, Шмитт-Фогелевич был чрезвычайно рад, что его материалы востребованы исследователями: он был совершенно бескорыстным энтузиастом, который радовался чужим успехам как своим собственным. Он действительно не считал нужным использовать коллекцию для заработка, поскольку прежде всего видел свою миссию в том, чтобы хранить подлинную историю города.

Основой его собрания стал комплект из восьми миниатюрных фотооткрыток с видами Ленинграда, подаренных ему старшей сестрой в эвакуации. До этого была первая блокадная зима, когда он, будучи подростком, трудился за станком, стоя на ящике из‑под снарядов. Его эвакуировали с диагнозом «дистрофия 3‑й степени». В 1946 году он вернулся в Ленинград, и с тех пор более сорока лет его жизни были связаны с заводом «Двигатель», где он работал инженером, окончив с красным дипломом вечернее отделение Кораблестроительного института.

А все свое свободное время Николай Павлович отдавал созданию коллекции открыток, в которой главной темой был Петербург — Ленинград. Со временем она выросла до более чем ста тысяч почтовых карточек. Впрочем, его увлекало не просто собирательство: он стал изучать город по дореволюционным книгам и газетам, постепенно становясь не только филокартистом, но и специалистом по истории Петербурга.

Мы познакомились в конце 1970‑х годов, — вспоминает краевед Александр Кобак, руководитель Фонда имени Д. С. Лихачева. — Уже не помню, кто привел меня в его коммунальную квартиру на Большой Пушкарской, 39. Надо было пройти во второй двор, потом на лифте подняться на пятый этаж. Там в коммунальной квартире находились его полторы комнаты (почти как у Иосифа Бродского): одна большая, одна совсем маленькая…

По словам Александра Кобака, его личный интерес к открыткам был связан с изучением утраченных храмов нашего города, и он довольно быстро нашел общий язык с коллекционером, тот пригласил его участвовать по средам в домашних чаепитиях. Обычно приходили человек пять-шесть, после чая сдвигали чашки в сторону, Николай Павлович раскладывал на столе альбомы, и все вместе рассматривали и обсуждали старые открытки с видами Петербурга…

Будущий директор ГМЗ «Петергоф», а в ту пору сотрудник Государственного Эрмитажа Елена Кальницкая вспоминала, что часто бывала у Шмитта-Фогелевича на Пушкарской и запомнила, что одним из самых любопытных разделов его коллекции был «Курьезы и забавы». В нем были, например, открытки, напечатанные неправильно, в частности, в зеркальном отображении, либо имевшие неверные подписи вроде «Декамероновой галереи».

Тем посетителям, в которых Николай Павлович предполагал знатоков Петербурга, он имел обыкновение показывать особый альбом, где хранились открытки с неопознанными видами, относительно которых существовали сомнения, в самом ли деле это Петербург, и если да, то о каком именно месте может идти речь, — вспоминал Анатолий Иванов. — Это делалось в расчете на свежий, «незамыленный» взгляд, способный подчас с ходу атрибутировать спорное изображение…

В 1998 году Шмитт-Фогелевич был удостоен Анциферовской премии за общий вклад в петербургское краеведение, что стало справедливым признанием его заслуг. За несколько лет до смерти он подарил свое собрание книг по истории Петербурга Фонду имени Д. С. Лихачева, где оно легло в основу Анциферовской библиотеки. Впоследствии фонд передал ее Центру петербурговедения библиотеки имени Маяковского.

Что же касается собрания открыток, то Шмитт-Фогелевич завещал ее ГМЗ «Петергоф». Это было принципиальное решение, принятое не без участия тогдашнего директора музея-заповедника Вадима Знаменова: уникальное собрание должно было находиться только на государственном хранении. Коллекция сопровождалась вспомогательными материалами: газетно-журнальными вырезками, фотографиями, гравюрами, плакатами, рукописными материалами. При разборе переданного архива были также обнаружены около четырехсот экслибрисов — книжных знаков, созданных в ХХ веке отечественными художниками-графиками.

Читайте также:

Леденцы с открыткой от императрицы: как 7 миллионов пасхальных посланий разошлись по фронтам

Памятник императрице Марии Федоровне поставили на средства жителей Павловска и Николая II


#Николай Шмитт-Фогелевич #биография #юбилей #собрание открыток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7971) от 15.08.2025 под заголовком «Среды на Пушкарской».


Комментарии