«Сом» в капсуле времени

Сенсационное событие произошло еще два года назад: у берегов Швеции обнаружили русскую подводную лодку, которая затонула во время Первой мировой. «Сом» - символический прародитель современного российского подводного флота. Однако прошло уже немало времени, а подлодка так и лежит на глубине...

«Сом» в капсуле времени | В руках морского археолога Алексея Михайлова - копия подлодки «Сом» в том виде, как она находится на дне. Перископ был сломан во время удара о шведский корабль. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В руках морского археолога Алексея Михайлова - копия подлодки «Сом» в том виде, как она находится на дне. Перископ был сломан во время удара о шведский корабль. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Субмарина была построена в 1901 - 1902 годах на верфи в США, а затем доукомплектована на Невском заводе в Петербурге. Длина - двадцать метров, толщина борта - семь миллиметров. Участвовала в Русско-японской войне под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого. Своим появлением, не выпустив ни одной торпеды, она произвела такое впечатление, что японские миноносцы покинули акваторию близ Владивостока. Впоследствии именно «Сомъ» (в дореволюционной орфографии - с твердым знаком на конце) впервые прошел подо льдом, а также - тоже впервые! - прорвался через противолодочные сети.

В мае 1916 года субмарина потерпела крушение, находясь в боевом дозоре у берегов Швеции. Известно только, что она столкнулась со шведским пароходом «Онгерманланд». А вот обстоятельства гибели лодки и ее экипажа из восемнадцати моряков во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым до сих пор остаются загадкой. Субмарина, получив повреждение, практически мгновенно погрузилась на глубину 88 метров, где и пролежала 100 лет.

Обнаружил «Сом» русский морской археолог Алексей Михайлов. Для него это было не только заветной мечтой, но и делом чести. Его отец, соловецкий юнга, участвовал в Великой Отечественной, служил на торпедном катере... Михайлов собственными силами организовал специальную экспедицию к месту гибели «Сома». Оно оказалось в четырехстах метрах от паромной переправы, в двух с половиной милях от берега Швеции.

- После осмотра лодки стало понятно: ее внешние повреждения минимальные. Субмарина практически в идеальном состоянии, с минимальной коррозией. Она герметично закрыта - своего рода запаянная капсула времени. Без всякого сомнения, на борту до сих пор остаются останки подводников. Их надо поднять и захоронить с воинскими почестями, - говорит Алексей Михайлов.

Он нашел средства для подъема «Сома», договорился с местными чиновниками. Все уже было готово, однако вмешались сотрудники посольства России, попросив шведские власти отозвать данное ими разрешение, поскольку, мол, этим важным делом должны заниматься не «частники», а уполномоченные на то структуры. Однако прошло уже два года, а воз, как говорится, и ныне там...

По словам Алексея Михайлова, за это время им и его коллегами (в его поддержку выступает инициативная группа «Морской Санкт-Петербург») были написаны обращения в адрес Минобороны, Русского географического общества, но в ответ - лишь благодарности «за активную жизненную позицию» и совет подождать: мол, идут консультации на высоком уровне...

По словам Михайлова, достать «Сом» с морского дна - задача выполнимая. Технологии давно отработаны. Если это удастся, реликвия может стать уникальным музейным экспонатом - такого нет нигде!.. Но когда это произойдет, до сих пор непонятно. Как отмечают коллеги Михайлова, не исключено, что субмарина так и останется на дне, если ее признают «воинским захоронением».

КСТАТИ

В петербургской часовне Спаса-на-Водах в прошлом году, к столетию гибели «Сома», на средства ветеранов флота была установлена памятная доска, посвященная экипажу субмарины.

#подлодка Сом #100 лет #подъем

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...