«Сом» в капсуле времени

Сенсационное событие произошло еще два года назад: у берегов Швеции обнаружили русскую подводную лодку, которая затонула во время Первой мировой. «Сом» - символический прародитель современного российского подводного флота. Однако прошло уже немало времени, а подлодка так и лежит на глубине...

«Сом» в капсуле времени | В руках морского археолога Алексея Михайлова - копия подлодки «Сом» в том виде, как она находится на дне. Перископ был сломан во время удара о шведский корабль. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В руках морского археолога Алексея Михайлова - копия подлодки «Сом» в том виде, как она находится на дне. Перископ был сломан во время удара о шведский корабль. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Субмарина была построена в 1901 - 1902 годах на верфи в США, а затем доукомплектована на Невском заводе в Петербурге. Длина - двадцать метров, толщина борта - семь миллиметров. Участвовала в Русско-японской войне под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого. Своим появлением, не выпустив ни одной торпеды, она произвела такое впечатление, что японские миноносцы покинули акваторию близ Владивостока. Впоследствии именно «Сомъ» (в дореволюционной орфографии - с твердым знаком на конце) впервые прошел подо льдом, а также - тоже впервые! - прорвался через противолодочные сети.

В мае 1916 года субмарина потерпела крушение, находясь в боевом дозоре у берегов Швеции. Известно только, что она столкнулась со шведским пароходом «Онгерманланд». А вот обстоятельства гибели лодки и ее экипажа из восемнадцати моряков во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым до сих пор остаются загадкой. Субмарина, получив повреждение, практически мгновенно погрузилась на глубину 88 метров, где и пролежала 100 лет.

Обнаружил «Сом» русский морской археолог Алексей Михайлов. Для него это было не только заветной мечтой, но и делом чести. Его отец, соловецкий юнга, участвовал в Великой Отечественной, служил на торпедном катере... Михайлов собственными силами организовал специальную экспедицию к месту гибели «Сома». Оно оказалось в четырехстах метрах от паромной переправы, в двух с половиной милях от берега Швеции.

- После осмотра лодки стало понятно: ее внешние повреждения минимальные. Субмарина практически в идеальном состоянии, с минимальной коррозией. Она герметично закрыта - своего рода запаянная капсула времени. Без всякого сомнения, на борту до сих пор остаются останки подводников. Их надо поднять и захоронить с воинскими почестями, - говорит Алексей Михайлов.

Он нашел средства для подъема «Сома», договорился с местными чиновниками. Все уже было готово, однако вмешались сотрудники посольства России, попросив шведские власти отозвать данное ими разрешение, поскольку, мол, этим важным делом должны заниматься не «частники», а уполномоченные на то структуры. Однако прошло уже два года, а воз, как говорится, и ныне там...

По словам Алексея Михайлова, за это время им и его коллегами (в его поддержку выступает инициативная группа «Морской Санкт-Петербург») были написаны обращения в адрес Минобороны, Русского географического общества, но в ответ - лишь благодарности «за активную жизненную позицию» и совет подождать: мол, идут консультации на высоком уровне...

По словам Михайлова, достать «Сом» с морского дна - задача выполнимая. Технологии давно отработаны. Если это удастся, реликвия может стать уникальным музейным экспонатом - такого нет нигде!.. Но когда это произойдет, до сих пор непонятно. Как отмечают коллеги Михайлова, не исключено, что субмарина так и останется на дне, если ее признают «воинским захоронением».

КСТАТИ

В петербургской часовне Спаса-на-Водах в прошлом году, к столетию гибели «Сома», на средства ветеранов флота была установлена памятная доска, посвященная экипажу субмарины.

#подлодка Сом #100 лет #подъем

Комментарии