Сначала – змеи, потом орден. Как был доставлен презент доктора Наполеона
Необычная «посылка» прибыла на берега Невы из далекой Бразилии летом 1867 года. Знаменитый натуралист член-корреспондент Королевской академии наук Швеции доктор Наполеон Тузе преподнес российскому правительству коллекцию змей, собранных им с риском для собственной жизни. Подробности – в документах Российского государственного исторического архива.

ФОТО Pixabay
Доктор медицины Наполеон Тузе был уроженцем австрийского Тироля, он переехал в Бразилию, где поселился в Петрополисе, основанном императором Педру II в качестве летней резиденции бразильских монархов. В «стране вечного солнца» он занялся сбором коллекций экзотических животных, которые передавал в дар музеям европейских государств. Собрания Тузе высоко ценились в Старом Свете: за свои подарки он был удостоен рыцарского креста австрийского ордена Франца Иосифа и медали шведского ордена Полярной Звезды.
В августе 1866 года российский МИД уведомил Министерство народного просвещения о том, что доктор Тузе выразил желание подарить нашей стране «большое собрание змей». Поскольку упомянутая коллекция представлялась достаточно ценной, то он предлагал наградить дарителя орденом Св. Станислава.
Экспертиза подносимого «змеиного подарка» была поручена Императорской академии наук. На своем заседании в сентябре конференция академии заслушала директора Зоологического музея Ф. Ф. Брандта, который заявил, что «коллекция господина Тузе составила бы для музея (Зоологического. – Ред.) немаловажное обогащение». Хотя некоторые из предлагаемых доктором видов змей уже присутствовали в собрании учреждения, остальные заполнили бы имеющиеся пробелы в экспозиции.
Как отмечал Брандт, собственные бразильские змеи Зоологического музея «уже значительно пострадали от 25-летнего лежания в спирте и от продолжительного действия света» и требовали замены новыми экземплярами. Недоставало и разнообразия: почти все имеющиеся пресмыкающиеся происходили из бразильского региона Баия, «между тем как весьма важно иметь экземпляры из разных мест».
Посовещавшись, академики решили принять подарок, о чем министр просвещения Д. А. Толстой уведомил МИД, отметив, что вопрос об ответном награждении дарителя орденом следует решать не ранее, чем тогда сами змеи прибудут в Петербург и будут «подробно рассмотрены» в Зоологическом музее.
В апреле 1867 года российский посланник в Рио-де-Жанейро Д. Г. Глинка, получив из рук доктора Тузе коллекцию змей, направил ее в Кронштадт на фрегате «Светлана», на котором проходившие практику гардемарины возвращались в Россию из плавания по Атлантическому океану.
Рапортуя об этом в МИД, посланник счел необходимым обратить внимание на особую ценность собрания пресмыкающихся, «добывание которых сопряжено с большими затруднениями, значительными издержками и даже с опасностью». Он приводил в пример случай австрийского естествоиспытателя Вальдгейма, ужаленного змеей при попытке отлова и тотчас же скончавшегося. «За деньги такого собрания здесь невозможно получить», – подчеркивал Глинка. В связи с этим он полагал вполне соответственным вознаградить Наполеона Тузе за «лучшее из всех его собраний» орденом Св. Станислава.
В конце июля 1867 года коллекция бразильских змей прибыла в Петербург и была доставлена в Зоологический музей Академии наук. Пресмыкающиеся, отловленные доктором Тузе для коллекции, были обработаны на месте им самим, заспиртованы и, как отмечалось Академией наук по получении подарка, «упакованы с величайшею тщательностью и сохранились очень хорошо, за исключением весьма немногих экземпляров, поврежденных еще при ловле».
Коллекция насчитывала 60 видов змей (в том числе восемь длиной свыше 20 метров), 8 видов ящериц и 2 вида «змееобразных земноводных». Кроме того, в ее составе имелось 14 змеиных яиц «с более или менее развитыми зародышами». Почти половины из подаренных доктором Тузе видов змей в Зоологическом музее не было, а «повторяющиеся» экземпляры превосходили своих предшественников «свежестью, яркостью красок и, в особенности, величиною».
Впечатленная преподнесенным собранием академия сочла, что Наполеон Тузе за свои труды и расходы вполне заслуживает достойной ответной награды. Вопрос пошел по инстанциям, в результате в октябре 1867 года император Александр II «всемилостивейше соизволил пожаловать доктора медицины Тузе кавалером ордена Св. Станислава 2-й степени».
Остается лишь добавить, что, по всей видимости, эта коллекция до сих пор находится в собрании отделения герпетологии Зоологического музея.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6977) от 30.07.2021 под заголовком «Сначала – змеи, потом орден».
Материалы рубрики
Территориальная программа ОМС теперь предусматривает ПЦР-тестирование на вирус гриппа
Из вольера на волю
Постарше человечества. Чем интересны дикобразы?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии