Смоленское лютеранское

Здесь, на одном из старейших некрополей Петербурга, основанном еще в XVIII веке, покоятся основатель Одессы Осип Дерибас, создатель петербургского цирка Гаэтано Чинизелли и промышленник Людвиг Нобель, старший брат Альфреда Нобеля; тут находятся братские могилы времен Великой Отечественной войны. 34 могилы охраняются государством, но все равно внешний облик погоста поражает запустением. Хочется надеяться, что вскоре ситуация изменится: городское правительство рассматривает вопрос о присвоении этому кладбищу мемориального статуса. К тому, чтобы это произошло, много сил приложила наш сегодняшний собеседник – автор путеводителя «Смоленское лютеранское кладбище» Елена ЮДИНА.

Смоленское лютеранское | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

– Елена Васильевна, насколько мне известно, ваша книга выдержала уже два издания...

– Да, первое вышло в 2009 году на скромные деньги, выделенные немецкой стороной, нынешнее – в 2014-м. Начала я с того, что искала в адресной книге современного Петербурга потенциальных потомков известных людей, похороненных на Смоленском лютеранском кладбище. Хотела узнать, что они знают и помнят о своих родственниках, готовы ли помогать восстанавливать могилы своих предков.

Я хотела не только зафиксировать сохранившиеся надгробия, но самое главное – сохранить память о людях, которые внесли большой вклад в нашу историю. Ведь на кладбище сохранилось минимум пятьсот исторических захоронений, где покоятся выдающиеся деятели русской науки и культуры, политики, экономики, армии и флота. Именно в Петербурге они обрели свою родину и были настоящими патриотами России, верно служили на благо нашей страны. И так больно было видеть, что память о них забыта, а огромное количество могил на Смоленском лютеранском кладбище пребывает в забвении, брошено!


– Как оно дошло до такого состояния?

– Надо понимать, что многие из тех, кто мог бы ухаживать за могилами на этом кладбище, после революции покинули Россию. В 1930-х годах некоторые исторически важные захоронения были перенесены в Александро-Невскую лавру, после чего кладбище пришло в запустение и было закрыто для погребений. Как и многие другие старые городские кладбища в 1930-х годах, Смоленское лютеранское не избежало вандализма. Гранитные могильные плиты перелицовывали на поребрики... Начиная с 1980-х годов некоторые участки кладбища были разрушены, на их месте построили пожарную часть.


– Как вы собирали информацию для путеводителя?

– Использовала и сравнивала все доступные перечни захоронений, сравнивала надписи на надгробиях с записью в перечне, искала информацию о погребенных в различных источниках. Например, в картотеке немецкого исследователя Эрика Амбургера, в которой тот собрал данные об иностранцах, живших и работавших в России; в справочнике Владимира Саитова «Петербургский некрополь», а также у ныне живущих потомков.

Работа ведется и по сей день. Так, например, в перечень нового, третьего, издания путеводителя войдут имена известных художников Эрнеста Карловича Липгарта (автора портретов Николая II) и мариниста Николая Дмитриевича Прокофьева – на основании документов о захоронении, предоставленных их потомками, хотя сами надгробия не сохранились. А бывает и иначе: во всех источниках надгробие Вильгельма Юнкера, исследователя Африки, считалось пропавшим, но недавно оно было найдено: гранитная глыба с именем и разрушенным крестом лежало в земле совсем рядом от места его захоронения.


– До вас предпринимались попытки создания путеводителя по этому кладбищу?

– Да, например, писатель и художник Роберт Лейнонен по собственной инициативе составил и в 1998 году издал перечень сохранившихся надгробий. Правда, когда я занялась изучением захоронений, то нашла в его книге много неточностей. Кроме того, большое количество фрагментов надгробий, упомянутых Лейноненом, за последнюю четверть века исчезло. И, напротив, появилось большое количество новых памятников, восстановленных на месте утраченных. Кроме того, Лейнонен взял нумерацию участков до 1917 года – сейчас она другая.


– Вы также проводите экскурсии по кладбищу...

– Да, уже лет десять – для разных групп и обществ, для волонтеров Общества охраны памятников, для краеведов, сотрудников музеев и библиотек, причем совершенно бесплатно. Иногда просит провести экскурсию Русско-немецкий центр встреч или консульство Германии.

Вообще круг людей, неравнодушных к «отеческим гробам», весьма велик. Последние годы на Смоленском лютеранском кладбище постоянно проходят общественные акции по его благоустройству или спасению отдельных могил. Этим занимаются волонтеры и представители организаций и учреждений, например, Российской академии наук, Академии художеств, обществ «Красивый Петербург», «Белое дело».

Пожертвования собирает фонд «Возрождение Смоленских кладбищ» – он занимается и лютеранским, и православным погостами. Им были восстановлены надгробия Регеля, Людвига Нобеля, установлены новые памятники педагогу Карлу Маю и архитектору Альфреду Парланду. Крест на надгробии главного цензора Главпочтамта и члена гербового отделения Департамента геральдии Адольфа Тилезиуса фон Тиленау в 2013 году восстановили благодаря помощи жителей немецкого города Мюльхаузена. Моя дочь пианистка Валерия Васильева дала благотворительный концерт, и все деньги пошли на восстановление креста.

К сожалению, меня очень удивляет отношение к могилам выдающихся людей их потомков и продолжателей дела. Неужели богатейшая фирма «Фаберже» (в настоящее время мировые права на бренд «Фаберже» принадлежат лондонской фирме Faberge Ltd. – Ред.) не в состоянии за свой счет восстановить крест на надгробии Агафона Фаберже, которому она во многом обязана своим процветанием? Я обращалась к руководству завода по производству железобетонных конструкций с просьбой восстановить могилу основателя этого предприятия Андреаса Элерса, но она до сих пор остается в разрушенном состоянии.


– Что изменится, если кладбище получит статус мемориального?

– Его будут закрывать на ночь, что в настоящее время не делается, а также будут осуществляться организованный плановый уход и восстановление исторически значимых памятников. Сейчас же в основном проводятся только работы по восстановлению дренажной и водопроводной систем, ремонту дорог и освещения, но не по восстановлению надгробий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5637) от 05.02.2016.


Комментарии