Смерть в чернильных реках

«Пароход как бы нырнул в воду, так быстро заливала его вода. Погрузился и сел на грунт. Несколько пассажиров спаслись, уцепившись за трубу. Несколько – держались за флагшток на корме, но от тяжести он сломался, и они упали в воду... Пассажиры скакали в воду друг на друга, тем самым топя себя», – писала «Ленинградская правда» 31 августа 1926 года.

Смерть в чернильных реках | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Эта нашумевшая трагедия (о ней сообщала даже газета «Советская Сибирь»!) произошла 29 августа 1926 года в Ленинграде на выходе из Морского канала. В 22.30 рейсовый пассажирский пароход «Буревестник» взял курс на Кронштадт. Вскоре в темноте показался силуэт идущего навстречу ему германского парохода «Грета», давшего два предупредительных гудка. Управлявший «Буревестником» помощник капитана Храпунов отвернул, пропуская встречный корабль, но не справился с управлением и со всего хода налетел на гранитную стенку строившегося Хлебного мола.

Впоследствии водолазы обнаружили двухметровую пробоину – такой силы был удар. На корме многие попадали с надстройки, получив ушибы и ранения, один человек был убит наповал в буфете.

«В пробоины на носу хлынула вода. Немедленно дан задний ход, но потерявший управление «Буревестник» сильным ветром отнесло в сторону, и он стал погружаться в воду», – описывал трагедию репортер «Ленинградской правды». Команда «Полный назад!» стала роковой: останься судно у стенки, пассажиры получили бы шанс перебраться на мол. Собственно, они и пытались это сделать сразу после удара. Вот как описывал этот момент один из пассажиров: «Дойдя до носа, я увидел, как часть пассажиров перепрыгивала с носа парохода на берег дамбы, но вскоре «Буревестник» дал задний ход».

Впрочем, не все растерялись в момент начавшейся паники. Механик, предотвращая возможный взрыв, спешно вытравил пар из котлов. Среди пассажиров были моряки, которые со знанием дела помогали спускать шлюпки и спасать людей. «Грета» спустила две шлюпки, в итоге на немецком пароходе нашли спасение 80 человек.

Получившее пробоину судно затонуло в течение десяти минут на девятиметровой глубине в 21 метре от берега. Пассажиры, которым не хватило места в шлюпках, добирались до берега вплавь. Крестьянин, везший на пароходе двух лошадей, был спасен своим сыном, вовремя бросившим ему спасательный круг. Один из пассажиров вспоминал: «Уцепился за скамью, на которой уже держались двадцать человек. К скамье подплывает лошадь, кладет морду на плечо одной из женщин. Отогнали, так как боялись, что лошадь их опрокинет».

На рейс было продано 404 билета, погибли 65 пассажиров (среди них были малолетние дети) и один член экипажа – буфетчик, пытавшийся спасти кассу и задержавшийся в каюте.

Выводы последовали незамедлительно. Капитана «Буревестника» Пийспанена и его помощника Храпунова арестовали. В ходе следствия вскрылись жуткие подробности. Оказалось, что капитана вовсе не было на пароходе: он передоверил управление помощнику, а сам отсыпался дома, восстанавливая силы после попойки в ресторане «Золотой якорь». Выяснилось, что самовольная система чередования помощника с капитаном практиковалась на «Буревестнике» еще с 1918 года, а помощник при этом имел подложные документы о квалификации! Капитан спустя рукава относился к своим обязанностям, ни разу не проверив команду учебной тревогой, а на мостик нередко поднимался во хмелю!

Для большей наглядности суд перенесли на поднятый к тому времени «жуткий, побывавший на дне, дышащий могильной сыростью пароход», пришвартованный у Тучкова моста. Осмотр показал, что капитанский мостик расположен крайне неудачно – на одном уровне с пассажирской палубой: «Нет невероятного в том, что набившие до отказа пароход пассажиры мешали наблюдению». Капитан вроде бы просил поднять мостик, но ответа от руководства так и не добился.

Судно вышло в рейс, не имея достаточного числа шлюпок. Хлебный мол не был освещен: накануне «хулиган вырезал 2,5 метра кабеля, и огни на Канонерском острове погасли». Руководство порта не озаботилось оперативно восстановить освещение. Словом, по выражению журналиста, «программу «авось» проводили долго и упорно».

За преступную халатность капитана и его помощника приговорили к четырем годам лишения свободы, капитана порта Ускова – к двум, другие виновники получили меньшие сроки. Масштабы безалаберности, помноженной на бюрократизм, приведшие в итоге к трагедии, обрисовал под занавес помощник прокурора: «Не в Морском канале погиб «Буревестник». Он погиб в чернильных реках».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5769) от 19.08.2016.


Комментарии