Смерть в чернильных реках

«Пароход как бы нырнул в воду, так быстро заливала его вода. Погрузился и сел на грунт. Несколько пассажиров спаслись, уцепившись за трубу. Несколько – держались за флагшток на корме, но от тяжести он сломался, и они упали в воду... Пассажиры скакали в воду друг на друга, тем самым топя себя», – писала «Ленинградская правда» 31 августа 1926 года.

Смерть в чернильных реках | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Эта нашумевшая трагедия (о ней сообщала даже газета «Советская Сибирь»!) произошла 29 августа 1926 года в Ленинграде на выходе из Морского канала. В 22.30 рейсовый пассажирский пароход «Буревестник» взял курс на Кронштадт. Вскоре в темноте показался силуэт идущего навстречу ему германского парохода «Грета», давшего два предупредительных гудка. Управлявший «Буревестником» помощник капитана Храпунов отвернул, пропуская встречный корабль, но не справился с управлением и со всего хода налетел на гранитную стенку строившегося Хлебного мола.

Впоследствии водолазы обнаружили двухметровую пробоину – такой силы был удар. На корме многие попадали с надстройки, получив ушибы и ранения, один человек был убит наповал в буфете.

«В пробоины на носу хлынула вода. Немедленно дан задний ход, но потерявший управление «Буревестник» сильным ветром отнесло в сторону, и он стал погружаться в воду», – описывал трагедию репортер «Ленинградской правды». Команда «Полный назад!» стала роковой: останься судно у стенки, пассажиры получили бы шанс перебраться на мол. Собственно, они и пытались это сделать сразу после удара. Вот как описывал этот момент один из пассажиров: «Дойдя до носа, я увидел, как часть пассажиров перепрыгивала с носа парохода на берег дамбы, но вскоре «Буревестник» дал задний ход».

Впрочем, не все растерялись в момент начавшейся паники. Механик, предотвращая возможный взрыв, спешно вытравил пар из котлов. Среди пассажиров были моряки, которые со знанием дела помогали спускать шлюпки и спасать людей. «Грета» спустила две шлюпки, в итоге на немецком пароходе нашли спасение 80 человек.

Получившее пробоину судно затонуло в течение десяти минут на девятиметровой глубине в 21 метре от берега. Пассажиры, которым не хватило места в шлюпках, добирались до берега вплавь. Крестьянин, везший на пароходе двух лошадей, был спасен своим сыном, вовремя бросившим ему спасательный круг. Один из пассажиров вспоминал: «Уцепился за скамью, на которой уже держались двадцать человек. К скамье подплывает лошадь, кладет морду на плечо одной из женщин. Отогнали, так как боялись, что лошадь их опрокинет».

На рейс было продано 404 билета, погибли 65 пассажиров (среди них были малолетние дети) и один член экипажа – буфетчик, пытавшийся спасти кассу и задержавшийся в каюте.

Выводы последовали незамедлительно. Капитана «Буревестника» Пийспанена и его помощника Храпунова арестовали. В ходе следствия вскрылись жуткие подробности. Оказалось, что капитана вовсе не было на пароходе: он передоверил управление помощнику, а сам отсыпался дома, восстанавливая силы после попойки в ресторане «Золотой якорь». Выяснилось, что самовольная система чередования помощника с капитаном практиковалась на «Буревестнике» еще с 1918 года, а помощник при этом имел подложные документы о квалификации! Капитан спустя рукава относился к своим обязанностям, ни разу не проверив команду учебной тревогой, а на мостик нередко поднимался во хмелю!

Для большей наглядности суд перенесли на поднятый к тому времени «жуткий, побывавший на дне, дышащий могильной сыростью пароход», пришвартованный у Тучкова моста. Осмотр показал, что капитанский мостик расположен крайне неудачно – на одном уровне с пассажирской палубой: «Нет невероятного в том, что набившие до отказа пароход пассажиры мешали наблюдению». Капитан вроде бы просил поднять мостик, но ответа от руководства так и не добился.

Судно вышло в рейс, не имея достаточного числа шлюпок. Хлебный мол не был освещен: накануне «хулиган вырезал 2,5 метра кабеля, и огни на Канонерском острове погасли». Руководство порта не озаботилось оперативно восстановить освещение. Словом, по выражению журналиста, «программу «авось» проводили долго и упорно».

За преступную халатность капитана и его помощника приговорили к четырем годам лишения свободы, капитана порта Ускова – к двум, другие виновники получили меньшие сроки. Масштабы безалаберности, помноженной на бюрократизм, приведшие в итоге к трагедии, обрисовал под занавес помощник прокурора: «Не в Морском канале погиб «Буревестник». Он погиб в чернильных реках».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5769) от 19.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...