Случайная жертва «Цезаря»

«К месту затона парохода причалена барка с домкратом для поднятия из воды камней, которыми нагружен пароход. Вес этих камней настолько велик, что цепи, которыми пытались поднимать пароход с грузом, не выдерживали тяжести и разрывались. Теперь решено сначала разгрузить пароход, затем заделать пластырем его пробоину и потом уже приступить к его поднятию». Так 22 января 1898 года «Петербургский листок» начинал серию репортажей о попытках подъема океанского судна «Марстранд».

Случайная жертва «Цезаря» | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Принадлежавшее акционерной компании «Торн» в Копенгагене, оно затонуло 7 октября 1897 года напротив Нового Адмиралтейства, по несчастной случайности столкнувшись с германским пароходом «Цезарь». Жертв удалось избежать, но все попытки оперативно поднять судно не увенчались успехом. Тогда затонувший пароход оставили «на зимовку» на дне Большой Невы.

«Как бы напоминая миру о своем существовании и точно протягивая руки с просьбой о помощи - над поверхностью воды высятся две мачты погибшего «Марстранда». Натянутые снасти под напором сильного течения дрожат точно в лихорадке, как дрожит иногда человек, долгое время пробывший в холодной воде» - так описывала газета место затопления парохода.

Судно планировали поднять до начала навигации, чтобы освободить фарватер. Для этой цели привлекли водолаза, который занимался разгрузкой затонувшего транспорта. Это грузовое судно перевозило шпаты - широко распространенные в природе минералы, применявшиеся в различных отраслях промышленности, в частности, в металлургии для снижения температуры плавления руды и облегчения отделения металла от пустой породы.

«Петербургский листок» сообщал: «На большой черной барже, стоящей у мачт затонувшего парохода, установлен паровой кран, который поднимает сквозь большую прорубь во льду корзины со шпатом, наполняемые водолазом в трюме парохода. На льду у проруби стоят два воздушных насоса, которые питают по трубам водолаза. Сигнальные веревки и гуттаперчевые трубки покрыты слоем льда и трещат при малейшем движении».

Прорубь служила и «окном» для водолаза, работающего без искусственного света. «Впрочем, говорят, теперь светлее работать, чем летом, так как вода не так мутна и гораздо спокойнее», - отмечал журналист. Дело шло медленно. Водолаз находился в воде непрерывно около двух часов и при всем своем усердии за это время успевал нагрузить камнями сравнительно небольшую железную корзину. За день успевали поднять не более четырех-пяти корзин с грузом.

«Надо иметь в виду, в каком тяжелом и неудобном костюме он работает, - описывал газетчик действия водолаза, наблюдая за ним, как и многие петербуржцы, с набережной. - Достаточно взглянуть на него, когда он, как морское чудовище, выходит из воды и тяжелой, усталой походкой идет отдохнуть и обогреться. Несмотря на все технические усовершенствования, работу водолазов нельзя назвать безопасной и с искренним сожалением смотришь на человека, который за 50 рублей в месяц так часто заглядывает в глаза смерти».

Когда «подводный труженик» поднялся из проруби, репортер не упустил возможности вступить с ним в беседу: «Что, любезный, холодно под водой?». «Нет, барин, гораздо теплей; только воздух холодный подают по трубе - очень уж дух захватывает», - охотно отвечал водолаз. «А что, есть для вас разница в работе летом и зимой?» - поинтересовался газетчик. «Нет, почти что все единственно, ведь нам погода все одна; оно, конечно, летом ровнее работать, потому что вода прохладнее, чем воздух наружу». Минут через десять рабочий снова навинтил тяжелый шарообразный шлем водолазу и помог ему спуститься по лестнице под воду...

Вскоре пароход был окончательно разгружен, но извлечь его из воды сумели не скоро. Сначала мешал ледоход, потом при попытке подъема оторвалась часть кормы, затем корпус треснул посередине - даже хотели резать судно под водой на части, чтобы освободить, наконец, невский фарватер. Лишь 10 августа 1898 года «Марстранд», почти год пролежавший на дне Невы, удалось поднять.

«Неприятное впечатление производит злосчастный «Марстранд», - описывал свои впечатления журналист «Петербургского листка». - Краска слезла с парохода, и он весь кажется каким-то грязным, мутно-бурым. Мачт нет: их поломал ледоход, смяли баржи... Все железные части покрыты густым слоем ржавчины».

#пароход «Цезарь» #Нева #водолазы

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...