Почему у Петра I не получилось издавать русскую газету за рубежом?
В конце XVII века в Голландии были выпущены книги на русском языке - по арифметике, астрономии и истории. Первые светские издания, напечатанные по-русски за пределами России. Типографское дело в Голландии находилось в те годы на высоком уровне, а Россия испытывала недостаток учебной и научной литературы. Первый опыт подобного взаимодействия оказался удачным.
Фото: Angelo_Giordano / pixabay
Идею книгоиздания предложил Петру I голландский коммерсант Ян Тессинг, представитель купеческого дома, активно торговавшего с Россией. С ним Петр встречался, когда посещал Голландию в 1697 - 1698 годах в составе Великого посольства. Он помогал закупать и отправлять в Архангельск материалы для кораблей.
В награду за «верные службы» амстердамец в феврале 1700 года получил монопольное право в течение 15 лет печатать и продавать в России «книги на голландском и русском языке вместе и порознь» по математике, архитектуре, военном делу, земные и морские карты, чертежи, листы, «персоны» (то есть портреты).
Предприимчивый купец приступил к делу еще за год до официального оформления привилегии. Согласно тексту Жалованной грамоты, другим иноземным купцам на привоз и продажу книг и чертежей требовались указ царя и позволение Тессинга. Иначе привозимые ими в Архангельск книги отнимали «безденежно и бесповоротно». Правда, долго Тессингу пользоваться подобными привилегиями не довелось: в 1701 году он скончался. Однако печатать в Голландии книги для России с его уходом не прекратили.
Государь подумал: а не распространить ли положительный опыт на издание газеты? Дело в том, что, будучи в Голландии, Петр и его спутники покупали и с интересом читали местные газеты, получая при этом более оперативную и объемную информацию, чем из российских «Курантов». Так именовались рукописные выборочные обзоры зарубежной прессы, которые с 1621 года выпускались для царя и боярской думы. Слово «куранты» заимствованное, оно входило в названия нескольких голландских газет (от фр. courant - «текущий»).
Отец Петра, царь Алексей Михайлович, живо интересовался жизнью в Европе и тем, что пишут там о нем и о России. По его настоянию в Москву регулярно доставляли европейские газеты. В России их называли также «вестями», «вестовыми письмами». Причем это были не только печатные, но и рукописные газеты. Юному царю Петру, часто находящемуся в разъездах, стали делать более краткие, чем его предшественникам, выписки из курантов.
Во время Северной войны, когда доставка прессы и ее перевод осложнились, а жизнь требовала более динамичной информации из Европы, у Петра появилась идея печатать в Голландии русскую газету. 31 декабря 1713 года он писал из Петербурга русскому послу в Гаагу Борису Ивановичу Куракину, которому поручал особо трудные внешнеполитические дела, чтобы тот поговорил «с друкарями (печатниками, типографами. - М. К.), за какое число денег на каждый год они могут сие учинить. И о том отпиши».
Князю предстояло, говоря современным языком, промониторить ситуацию, что он и сделал. В 1714 году он отправил царю «Проект для установления печатных газет на российском языке». Пообщавшись с печатниками и специалистами, Куракин подсчитал, что сама печать газеты со всеми инструментами обойдется казне в 2000 гульденов. Кроме того, «надлежит одну иметь персону», которая бы жила при газете и «все собранные новины с других языков на российский переводила». Для чего надобен человек «российской нации», содержание которого обойдется еще в 1500 гульденов. Дипломат посчитал и затраты на транспортные расходы за доставку 50 экземпляров газеты «до резиденции Его Царского Величества», которые составят в год 1000 гульденов. Таким образом, денежные затраты в первый год составили бы 4500 гульденов. В последующие годы расходы должны были сократиться до 2500 гульденов в год.
В конце своего письма Куракин резюмировал: переводить и печатать переводы голландских газет лучше в России, чем в Голландии, - исключительно с точки зрения экономии. Вообще в своем дневнике относительно жизни в Голландии Куракин отмечал «дороговизну во всем». Об этом же свидетельствовали и отправленные туда на учебу российские ученики: в большинстве своем они жили скудно. Отпускаемых денег не хватало на жизнь, которая была дороже, чем в России...
Так или иначе, идея царя издавать русскую газету в Голландии осталась неосуществленной. Более важной для страны оказалась реализация другого проекта Петра, положившего начало русской периодической печати, - издание газеты «Ведомости», начатое еще в 1702 году. Она освещала военные и иные дела, достойные «знаний и памяти». Наследником первой печатной газеты стали уже после смерти царя в 1728 году «Санкт-Петербургские ведомости».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6400) от 15.03.2019 под заголовком «Слишком дорогой проект».
Комментарии