Следы Великой Отечественной войны: линия обороны «Ижора»

Следы Великой Отечественной войны: линия обороны «Ижора» | Фото из работы автора

Фото из работы автора

IX региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2020 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнила работу: Клюбина Александра (ГБОУ школа №332 Невского района, 10 класс).

«Следы Великой Отечественной войны: линия обороны «Ижора»



Введение

Тема моей исследовательской работы - «Следы Великой Отечественной войны: линия обороны «Ижора».

Цель– выяснить, какие из объектов линии обороны «Ижора» сохранились до наших дней, какие из них функционируют, как музеи.

Актуальность темы заключается в том, что город активно застраивается, оборонительные сооружения разбираются за ненадобностью и город теряет часть истории, которая должна остаться хотя бы в качестве документального и фотонаследия.

Проблема, с которой я столкнулась при работе над темой, состоит в том, что часть оборонительных сооружений находится на территории заводов и частных территорий, к примеру, на территории Невского завода по адресу пр. Обуховской Обороны, д.51, и на пр. Обуховской Обороны 295Б.

Глава 1.

Свою работу я начала с уточнения, что такое линия обороны Ленинграда, где она проходила. Вот  что я узнала от участника livejournal, который именует себя «краеведом» и других документальных источников, таких как ria.ru/spravka и других, представленных в качестве источников в данной работе: «В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. К сентябрю 1941 года сложилась куда более тяжёлая ситуация. Немцы практически вошли в город и закрепились в Пушкине, Павловске и Петергофе. Трамвайные пути из п. Стрельны были перерезаны. Уникальная линия ОРАНЭЛ (Ораниенбаумская электрическая линия), построенная незадолго до Первой мировой войны, оказалась разделена, когда осенью 1941 года Стрельна была захвачена немцами. Танки КВ, выпускавшиеся на Кировском заводе, расположенном на юге Ленинграда, практически выезжали из ворот на фронт. Нельзя сказать, что враг стоял у ворот города: он уже вошёл в город. Ленинград постоянно готовился к нападению, полномасштабной атаке.  На юго-востоке Ленинграда, где сейчас находятся станции метро «Рыбацкое» и «Обухово», немцы подошли вплотную к городской застройке».

Еще до подхода немецких войск в городе началась подготовка к обороне. Строились укрепления на Лужском рубеже, под Красногвардейском (Гатчиной), под Колпино. Возводились оборонительные рубежи и в самом городе: вначале старались обходиться полевыми укреплениями и противотанковыми рвами. После прорыва Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов; после того, как немецкие войска вошли в пригороды Ленинграда и были там с огромным трудом, ценой больших потерь, остановлены, началось возведение долговременных оборонительных сооружений в самом городе.

Несмотря на сходные условия постройки, в зависимости от предполагаемых задач строились различные типы сооружений. Горожане рыли десятки километров окопов, строили полномасштабные доты и дзоты (долговременные и дерево-земляные огневые точки). На севере города, где фронт с финнами поддерживал Карельский укрепрайон и прорыв почти исключался, строились легкие железобетонные огневые точки (ЖБОТ), а в большинстве случаев обходились полевыми укреплениями. 

На юге города, где противник был намного опаснее, возводились капитальные пулеметные и артиллерийские сооружения; кроме того, в доты превращались угловые квартиры в нижних этажах каменных домов. В некоторых случаях, где до противника было большое расстояние, обходились сборными жботами и дотами из бетонных секций».  В наше время петербургские  энтузиасты восстановили один из таких дотов оборонительного рубежа «Ижора». Он был построен, когда город в 1943 году задыхался в кольце блокады. Сейчас этот дот находится практически в центре жилого района Купчино, а в те времена это были деревенские окраины города с колхозами и совхозами. В паре километров от дота сохранился парк, бывший некогда колхозным яблоневым садом. Надо признать, что о его существовании я знала, но никогда там не была, поэтому решила посетить сразу по окончании сбора теоретической информации.

Я посетила Российскую Национальную библиотеку в надежде найти хоть какие-то упоминания о строительстве в газетах, но ни в одной из выходивших в Ленинграде газет не было данной информации.

Большую помощь в работе мне оказали сотрудники Рыбацкой библиотеки №6 СПб ГБУ «Невская ЦБС» и заведующий сектором краеведения Александр Андреевич Лобов и в ГБУ ДО«Правобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга Алексей Николаевич Лончинский, а также педагог нашей школы, Нина Васильевна Коршунова. Будучи ребенком, она с мамой и сестрой во время войны проживала в селе Рыбацком, и ее мама принимала участие в строительстве оборонительной линии «Ижора».

Также очень помогли карты, информация на самих мемориалах, (ДОТ №227, 230),  на стенде информации я обнаружила карту оборонительных сооружений линии «Ижора», но только, к сожалению, для бывшего села Рыбацкого.

В ДОТе-музее на Мурзинской улице, я узнала, что начал строиться оборонительный рубеж в апреле 1943 года по предписанию начальника инженерных войск 42-й армии полковника Н.Ф. Кирчевского, как дополнительный пояс железобетонных сооружений на тыловом рубеже армий в границах Угольный порт – Средняя Рогатка – Купчино – Александровская. Кроме того, прорыв блокады позволял транспортировать в город с Большой земли достаточное количество цемента для строительства линии обороны. Проект был разработан под руководством начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерал-майора инженерных войск Б.В. Бычевского. Стройка велась 32-м управлением военно-полевого строительства под руководством инженер-полковника Ф.М. Грачева. Основное оборудование и вооружение, необходимое для строительства, было изготовлено рабочими и инженерами восьми ленинградских заводов. В строительстве оборонительной полосы принимало участие свыше 2 тысяч человек. Строительство осуществлялось на расстоянии от 800 метров до 12 километров от переднего края противника. Строили женщины-стройармейцы. За время строительства от налетов погибло и было ранено свыше 100 человек. Линия обороны «Ижора» включала в себя 116 артиллерийских и пулеметных сооружений с новейшими артсистемами и всеми системами жизнеобеспечения, а также 40 км подъездных дорог. В октябре 1943 года рубеж был принят комиссией под председательством командующего артиллерией 42-й армии генерал-майора артиллерии М.С. Малкина и занят отдельными пулеметно-артиллерийскими батальонами 79-го укрепленного района 42-й армии. 

Также яиспользовала аэрофотосъемку Ленинграда, сделанную немцами в 1941-43 гг., чтобы отметить основные точки обороны на всей карте:

- Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.
Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. позволяет отчётливо представить объём разрушений в городе: в южной части, в районах индивидуальной застройки, осталось уже не более четверти зданий, а рабочий посёлок в районе современных ул. Красных Партизан/Танкистов уничтожен практически полностью. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.: треугольники – пулемётные точки (в т. ч. пулемёты были установлены на водонапорных башнях, о чём свидетельствуют изображённые там треугольники); отрезки с двумя загибами по краям – позиции батарей. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий (кружок с тремя линиями). 

- Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г. Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховскоготорфокомбината (фабрики «Изоплит»): светлые полосы в правой нижней части фото – непосредственно торфоразработки, левее (западнее) – заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог – плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги – противотанковый ров. «Рваные» края – брустверы, выброшенный наружу грунт. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке – предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

- Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг.; из значимых послевоенных изменений – перенос трамвайной линии в районе р. Мурзинки (северо-западная часть снимка) со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии.

- Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия – защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части – противотанковый ров второго оборонительного пояса (здесь он был ближайшим к фронту) и орудийные позиции. 

- Урицк, 16 сентября 1942 г.
Территория города Урицк, деревень Ивановка, Старо-Паново и посёлка Лигово Красносельского района Ленинградской области. Планировка района – такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг., однако здесь застройка всех населённых пунктов отображена уже или со значительными разрушениями, или полностью уничтоженной. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Дудергофке. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством траншей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб. 

- Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. (изображение перевернуто на 180 град.; текстовое описание дано по истинной ориентировке). Через Петро-Славянку, вдоль рек Славянка и Кузьминка, проходила одна из линий обороны Ленинграда на юго-восточном направлении. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров (слева внизу) строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам – где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее (левее) ров – множество окопов и ходов сообщения между ними.

- Северная часть Невского района. Финляндский ж/д мост, 16 сентября 1942 г. Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Со стороны Малой Охты появились отдельные новые дома; по трассе будущего Дальневосточного проспекта под путями Финляндской соединительной ж/д линии уже устроен путепровод, но далее дорога обрывается, и два трамвайных кольца по оси проспекта соединения не имеют (или соединены служебной линией). Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек – Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица – будущая улица Седова – в конце 1930-х гг. была объединена с Васильевской и Екатерининской улицами, и на этом снимке уже читается магистралью. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.

- Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г. Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригородах и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии черезВолодарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкции моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.

- Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г. На фото осени 1942 г. хорошо виден объём разрушений юго-западной части города. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомольской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна – скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада – здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта. 

- Невдубстрой, 24 января 1943 г. Территория ГРЭС (Государственной районной электростанции, с 1943 г. – ГРЭС им. С. М. Кирова) и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.) на южном участке наступательных действий. По обеим берегам Невы – множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов (обстрел вёлся со стороны севера); результаты «работы» наших артиллеристов – только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные. 

- Шлиссельбург, 24 января 1943 г. Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка – уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраля 1943 г.

- Кронштадт, 29 сентября 1943 г. Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока – повреждённый линкор «Петропавловск» (до 31.05.1943 – «Марат»), кормой к западу, носом к востоку. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I – большой пороховой склад. Хорошо читаются (возможно, выделены при дешифрировании) нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам.

- Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г. Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г., уже полностью или в значительной мере очищена от разрушенных зданий. Русла Староладожского и Малоневского каналов – сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ – в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже – железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга – железнодорожная станция. На правом берегу – торфоразработки и карьеры, заполненные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.Также в качестве источника мы использовали боевой приказ №0010.

Эти данные подтверждает и А.Ф. Векслер в книге «На реке Славянке». Также получили уточнения по полосе обороны в Усть-Славянке, Рыбацком, Мурзинке.

Дальше нужно было установить, какие оборонительные сооружения возводились горожанами, чем они отличались друг от друга. Для этого я обратилась к сайту «Фортификация Ленинграда». Выяснила, что ДЗОТ (деревоземляная огневая точка) - это огневая точка, сооружаемая наподобие укрепленной срубом или просто досками землянки. В отличие от землянки ДЗОТ не полностью находится в земле. В ДЗОТе есть отверстие, для стрельбы. ДОТ (долговременная огневая точка) же требует больше затрат при строительстве. Делается он из куда более прочных материалов. Огонь ведется из нескольких точек. ДОТЫ могут быть оснащены башенными артиллерийскими установками. Чаще всего в качестве башенных артиллерийских установок использовались башни устаревших типов танков. Да и сам ДОТ мог оказаться врытым в землю танком.ЖБОТ (железобетонная огневая точка) – сборный железобетонный артиллерийский каземат для 7,62-мм дивизионной пушки Ф-22УСВ с одной амбразурой. В оборонительной полосе «Ижора» были все виды оборонительных сооружений. Так же были вырыты «рвы глубиной 3 м и шириной 8 м», как и во внешней линии обороны, которые «с одной стороны, не позволяли немцам войти в Ленинград, а с другой стороны, на период блокады стали серьезной преградой для войск Ленфронта, пытавшихся вырваться из кольца окружения».

Конечно же, я понимала, что не единственная, кого заинтересовала данная тема, поэтому изучила около 20 сайтов, предлагающих карты, фотографии, сборную информацию об оборонительной линии «Ижора».

Изучив все имеющиеся схемы боевых порядков частей, на которых обозначены оборонительные сооружения, системы огня оборонительной полосы (схемы огневых сооружений), я перенесла их на современную карту.Хоть это и не входило изначально в мои планы, я решила попробовать создать свою карту найденных мною оборонительных сооружений. В интернете и были подобные заготовки, но все же я решила попробовать создать свою.

Глава 2. Поисковые работы.

Надо честно сказать, что началом моей работы я обязана деревне Кудрово, которая расположена по соседству с нашей школой, и сейчас интенсивно застраивается.Я вспомнила, что когда несколько лет назад наша школа проводила туристский слет в этом районе, я видела оборонительные сооружения.Для того, чтобы попытаться их найти, я использовала старую ориентировочную карту, на которой были отмечены капониры (сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям).Выяснила, что ни одного оборонительного сооружения там не осталось, по берегу реки Оккервиль нашла единичные камни, но совсем не уверена, что это остатки от оборонительных сооружений. Далее – пыталась работать методом активного поиска, но поиски успехами не увенчались. Тогда я заинтересовалась, какие из оборонительных сооружений у нас в городе остались.

Следующим шагом было- выяснить их месторасположение сначала в Невском районе:  от Рыбацкого до прилежащих к станции метро «Елизаровская» территорий, а потом и во всем городе.

Наученная горьким опытом с поисковыми работами в Кудрово, яеще раз наложила военные карты на современные и провела интернет поиск и интернет опрос на тему наличия во дворах оборонительных сооружений.

Хотелось бы несколько слов добавить о соцопросе. Кроме вопросов расположения в городе оборонительных объектов, я включила вопросы, связанные с моральной стороной: нужны ли кому-нибудь в наше время памятники, связанные с Великой Отечественной войной или они утратили свой смысл. С помощью опроса мне удалось сделать такие выводы: 

1) Большинство опрошенных считает, что необходимо сохранять памятники, посвященные победе в Великой Отечественной войне, потому что это — память о подвиге, совершённом нашими предками, и мы должны ценить то, что они для нас сделали. 

2) Опрошенные не знают, сколько было построено оборонительных рубежей, некоторые говорят 3-5, некоторые утверждают, что их было около 1500. Ни один опрошенный не дал правильного ответа на это вопрос. На самом деле, в Ленинграде рубежей было всего 2. 

3) Большинство опрошенных не видели оборонительных укреплений на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области — по разным причинам: некоторые редко бывают в этом городе, некоторые не знают, как они должны выглядеть. 

4) Большинству опрошенных будет интересна информация о том, сколько и какие огнестрельные укрепления сохранились в Санкт-Петербурге и Ленобласти, и это меняочень порадовало, потому что я поняла, что работа будет интереснане только мне, но и действительно полезна для общества. 

Кроме того, с помощью некоторых опрошенных мне удалось узнать, через какие населённые пункты проходила линия обороны и где могли сохраниться памятники. С этими данными было легче продолжать свои поиски.

Сложив все данные, я взяла карту и совершила рейд по точкам, нанесенным на нее с желанием посетить все оборонительные сооружения, располагающиеся в Невском районе. Начала с Рыбацкого, где обнаружила оборонительные сооружения по следующим адресам:

  • Ул. Мурзинская, въезд со стороны пр. Обуховской Обороны, д.291Б (Танковая огневая точка оборонительного рубежа «Ижора»). Здесь нас ждал сюрприз в виде схем расположения оборонительных сооружений на мемориальной стеле.

  • Пр. Обуховской Обороны, между домами 287 копр.1 и корп.2 (Артиллерийский ДОТ оборонительного рубежа «Ижора»).

  • Рабфаковский 3-й переулок, между домами 5 корп.1 и корп.2 (ДОТ).

  • Кладбище памяти жертв 9-го января напротив дома по пр. Александровской Фермы д.29 литер Е и д.29 корп.2 литер А (артиллерийский ДОТ№270).

  • На территории завода по пр. Обуховской Обороны дом 295Б сохранился артиллерийский ДОТ.

  • ул. Жертв 9-го Января, возле ж/д (Долговременная огневая точка № 260).

  • проспект Девятого Января, д. 11, к. 2, на частной территории — площадке для разборки автомобилей (ДОТ №217)

  • проспект Девятого Января, д. 13, к. 1 (ДОТ №254)

  • ул. Грибакиных, на частной территории — садоводство "Звёздочка" (ДОТ №263)

  • ст. Обухово, возле д. 8-а (ДОТ №221)

  • Прогонный пер., на территории Южной водопроводной станции ГУП "Водоканал" (ДОТ №248) 

  • предположительно ещё 2 ДОТа должны располагаться в промзоне.

Я обнаружила ЖБОТы по адресам:

  • Рыбацкий проспект, между домами 51 корп.1 и 55 (ЖБОТ Y-2)

  • пр. Александровской Фермы, д. 20, кладбище Памяти Жертв 9-го января (ЖБОТ О-2)

  • Софийская ул., возле д. 66 (ЖБОТ О-3)

  • проспект Девятого Января (ЖБОТ O-10)

  • проспект Девятого Января, у переезда (ЖБОТ О-17) [Приложения.Фото 55]

  • А также БОТ №236 (Бутобетонную Огневую Точку) — Прогонная ул., территория Южной водопроводной станции ГУП "Водоканал"

Также обнаружила два, как полагала бомбоубежища, но на карте они отмечены как ДОТы. Также из беседы с жительницами блокадного Ленинграда Лидией Алексеевной Гришиной и Ниной Яковлевной Серебряковой выяснила, что выносных бомбоубежищ в районе не было, были только ДОТы. Ясопоставила со схемами оборонительных огневых сооружений и предположила, что это могут бытьжелезобетонные универсальные огневые точки, а на их основе были построены бомбоубежища. Они расположены по адресу:

  • Ул. Седова, 28.

  • Проспект Обуховской Обороны во дворе дома 95, корп. 1.

  • Ул. Крупской, 19.

Сохранились надолбы на Неве у Дома культуры по адресу Рыбацкий пр., 2.

Заключение

Цель моего исследовательского проекта – выяснить, какие из объектов линии обороны «Ижора» сохранились до наших дней, какие из них функционируют, как музеи была достигнута: 36 объектов оборонительной линии «Ижора», из них – три народных музея, надолбы.

Мною составлена карта расположения оборонительных сооружений рубежа «Ижора», налажены контакты в интернет сети с жителями Невского района и профессиональными фотографами, принимающими участие в реконструкциях военных событий.

Составлена интерактивная карта линии обороны «Ижора», карта размещена на сайте школы №332 Невского района, будет размещена на сайте Невской централизованной библиотечной системы Рыбацкой библиотеки №6, где я выступала по данной теме.

На карте нанесены оставшиеся сооружения внутренней линии обороны Ленинграда, но неуверена, что все.

Я буду продолжать работу с архивными документами  и интернет ресурсами, а также поисковые действия.

#Великая Отечественная война #краеведение #олимпиада

Комментарии