Следующие после рабов. История женского движения в России

В России могли бы отмечать женский праздник не 8 марта, а 23 декабря. Поскольку в истории женского движения в России именно с этой датой связано большое событие. В тот день в 1908 году в Петербурге торжественно открылся I Всероссийский женский съезд. Со всей страны прибыли 1053 депутатки. Большинство - из разночинной интеллигенции, многие - из деловых кругов. Правда, крестьянок совсем не было. Зато присутствовали и аристократки, и работницы.

Следующие после рабов. История женского движения в России | Фото мастерской Карла Буллы. Из коллекции ЦГАКФФД СПб

Фото мастерской Карла Буллы. Из коллекции ЦГАКФФД СПб

Это было невиданное доселе событие. За предшествовавшие десятилетия деятельницы российского женского движения действительно сделали немало, дабы разрушить традиционное представление, что удел женщин из низших и средних слоев - дом и кухня, а из высшего света - блестящий брак и дамские развлечения.

Первой слово получила одна из родоначальниц женского движения в России Анна Философова (урожденная Дягилева). Она не скрывала душевного волнения: «Для меня, дожившей до восьмого десятка, этот день является одним из самых светлых дней моей жизни. Щедрая ко мне судьба послала мне в мои юные годы радость быть свидетельницей освобождения рабов, в данное время, на склоне моих лет, я являюсь свидетельницей освобождения женщин».

Стоит вспомнить, что Философова входила в состав инициативной группы, которая добилась в 1878 году открытия Высших Бестужевских женских курсов с университетской системой преподавания. Вообще право женщин на получение равного с мужчинами образования было долгое время одним из основных требований феминисток. А его воплощение явилось зримым успехом их деятельности.

В 1910-е годы Высшие женские курсы действовали уже во многих городах России. Только в 1912 году на них обучались около 25 тысяч слушательниц. Женских гимназий было свыше девятисот. Если в 1903 году в них числились 137 тысяч девочек, то уже в 1914-м - свыше 320 тысяч, причем 25% гимназисток были родом из крестьян.

Другое завоевание участниц женского движения - доступ «слабого пола» к профессиональной занятости. Выпускницы педагогических классов при гимназиях получали право преподавания в начальной школе. Многие отправлялись в провинцию. К 1911 году в России было свыше 60 тысяч женщин-учителей. А по количеству женщин-медиков Россия в те годы вышла на второе место в Европе.

Первой женщиной - детским врачом еще в конце 1870-х годов стала дворянка Анна Шабанова, председательница организационной комиссии съезда.

Заявив, что его проведение - исторический момент в жизни русской женщины, в своей вступительной речи она четко обозначила главную задачу: «Должно положить начало объединению женских сил в одном стремлении - достижения справедливости, в признании за женщинами их человеческих прав для полного участия в культурной жизни страны».

Феминистки, ведомые Шабановой и Философовой, стремились объединить на съезде разрозненные женские общества и найти точки соприкосновения представительниц всех «классов, сословий и состояний». Только единое движение могло, по их мнению, добиться завоевания для женщин гражданских и политических прав.

Однако на съезде развернулась острая борьба. Первыми в бой ринулись депутатки из «рабочей группы», созданной видной социал-демократкой Александрой Коллонтай. Она считалась в социалистических кругах знатоком «женского вопроса». Доходы от поместья, оставленного в наследство папой-генералом, позволяли ей не тревожиться о хлебе насущном и заниматься революционной и публицистической деятельностью.

Коллонтай рассматривала «женский вопрос» с марксистской, классовой точки зрения. Она заявляла: «Женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря: один примыкает к классам буржуазным, другой тесно связан с пролетариатом». Коллонтай резко выступала против «буржуазных феминисток», добивавшихся правительственных реформ ради улучшения положения всех женщин. Она видела в них конкуренток в борьбе за умы и души трудящихся женщин и считала, что только революция создаст условия для их равноправия.

Из-за преследований полиции Коллонтай пришлось срочно покинуть съезд. Доклад зачитала ее соратница Варвара Волкова. Сохранились ее фотографии того времени. Нарядно одетая, в модной шляпке - сразу и не догадаться, из какого сословия она происходила. А ведь Варвара работала фальцовщицей в типографии и была делегирована на женский съезд от работниц Нарвского района Петербурга.

Увы, женский съезд так и не увенчался созданием единой организации. Против выступили не только сторонники Коллонтай, но и депутатки от конституционно-демократической партии, которые хотели повести женское движение за собой. На съезде активную роль играла Ариадна Тыркова - единственная женщина в ЦК своей партии. Любопытно, что в гимназические годы она была хорошей подругой Надежды Крупской, но не приняла марксизм, а стала известной либеральной деятельницей и журналисткой.

Надо отдать должное: она и на съезде, и в партии последовательно настаивала на том, что женщины должны иметь право избирать законодательную власть и быть избранными в нее. По ее мнению, женщины-парламентарии способны были изменить общее направление политики страны. Тыркова утверждала: «...Русская женщина, двигая дело своего освобождения, в то же время помогает и всему освобождению России».

Во многом благодаря ей съезд утвердил резолюцию о необходимости введения избирательных прав для женщин. Всего же было принято более двадцати резолюций, охватывавших все сферы женского бытия. И власть хоть и медленно, но шла на уступки.

По инициативе феминисток в 1912 году Госдума приняла закон о создании системы социального страхования трудящихся женщин. Им стали выдавать пособия по нетрудоспособности из-за болезни и в случаях производственных травм. Теперь они уходили в оплачиваемый отпуск в связи с рождением ребенка на шесть недель: можно было взять две недели до родов и четыре недели после.

Охрана труда женщин в промышленности, страхование работниц, поддержка материнства и детства - все это начало осуществляться еще до 1917 года. Россия медленно, но неуклонно двигалась к социальному государству. Так что рецепты решения «женского вопроса» дали вовсе не большевики, а российские феминистки.

#история #женщины #права

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019 под заголовком «Следующие после рабов».


Комментарии