Голод в Петрограде. Дело об армейском мародерстве
«На участке Званка - Пупышево, начиная с половины марта, часто стали наблюдаться случаи срывания с вагонов, груженных продовольствием, пломб, и расхищения всевозможных продуктов. Кроме того, на этом же участке замечались незаконные реквизиции красноармейцами у пассажиров, под видом заградительного отряда, как в поезде, так и на вокзалах», - сообщала «Петроградская правда» в номере от 17 апреля 1919 года.
Изображение Adriano Gadini с сайта Pixabay
Станция Званка (нынешний город Волхов) была построена в 1904 году, во время прокладки железной дороги Петербург - Вологда. В 1916 году от этой станции протянули железную дорогу на Мурманск. Таким образом, в 1919 году Званка была важным железнодорожным узлом, через который в Петроград поступало продовольствие. А Пупышево - та самая станция, близ которой ныне расположено одно из самых крупных садоводств в Ленинградской области. Кстати, это место в ту пору было настолько глухое, что о нем чрезвычайно редко упоминали какие бы то ни было исторические источники.
В апреле 1918 года Зинаида Гиппиус записала в дневнике: «Надо знать: в городе абсолютный голод». Советское правительство распорядилось «экстренно» продвигать продовольственные грузы к Петрограду, были введены продуктовые карточки, на дорогах появились заградительные отряды. Дабы создать препятствие частным торговцам продовольствием («мешочникам»), которых преследовали как спекулянтов.
Однако ситуацию эти решения не сильно изменили, и в 1919 году положение едва ли улучшилось. Географ В. П. Семенов-Тян-Шанский, сын выдающегося путешественника, вспоминал тогда, что «по карточкам получки были так микроскопичны, что и полуторного количества едва хватало, чтобы не умереть от голода, от которого люди то и дело пухли...». В поисках пропитания люди рылись в помойках, были отловлены все обитавшие в городе голуби, грачи и даже хитрые осторожные вороны...
Понятно, что в таких обстоятельствах Всероссийская чрезвычайная комиссия, в составе которой был и железнодорожный отдел, стремительно отреагировала на расхищение продовольствия. А то, что мародерством занимались красноармейцы, призванные защищать новую власть, обостряло ситуацию донельзя.
Чекисты установили скрытое строгое наблюдение за попавшими под подозрение красноармейцами в Званке. Усилия вскоре увенчались успехом. В ночь с 10 на 11 апреля наблюдатели заметили, «как 7 человек с винтовками вышли на станцию, соединились вместе с отрядом заградителей, сели на ученический поезд и поехали по направлению ст. Пупышево». Чекисты немедленно отправились в погоню.
На станции Пупышево преследователи подозреваемых не застали. Вскоре выяснилось, что красноармейцы все-таки там, но уже в чайной и производят самочинный обыск. Отряд чекистов немедленно отправился туда. «Однако предупрежденные всего за 2 - 3 минуты о целях приезда отряда, грабители вышли из чайной и бросились бежать в лес. Заметив за собой погоню, шайка негодяев открыла навстречу отряду стрельбу залпами», - сообщалось в «Петроградской правде». При этом был тяжело ранен один из преследователей. Трое красноармейцев-грабителей (члены заградотряда) были арестованы на месте, остальные семеро участников банды (из 49-го Тихвинского полка) - спустя полчаса.
В ходе следствия вскрылась тактика неоднократных налетов банды: «Названная шайка изобличена в том, что приезжая на станцию, давали залп в воздух и после того, как публика и пассажиры в панике разбегались, грабили все, что попадало под руку, чтобы затем продать».
Следствие было недолгим. Многочисленными свидетельскими показаниями было установлено активное участие задержанных «в разграблении и незаконной реквизиции» продовольственных грузов и в вооруженном сопротивлении при попытке ареста. Сослуживцы красноармейцев-оборотней на общем собрании потребовали «немедленного расстрела» преступников, желая «смыть с себя то позорное пятно, которым они запятнали оставшихся честных и смелых борцов за рабочее дело красноармейцев».
13 апреля в предместье станции Званка соответствовавший законам военного времени приговор был приведен в исполнение...
Читайте также о том,как в Петрограде искали «врагов свободы» в храмах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6420) от 12.04.2019 под заголовком «Следствие было недолгим...».
Комментарии