Главная городская газета

Скрытный Фредерикс

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Скрытный Фредерикс | Из коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Ата

Из коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Ата

Однажды, будучи в Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алма-Ате, я обратила внимание на небольшое полотно Ильи Репина «Портрет графа В. Б. Фредерикса», датированное 1901 годом. Естественно, мне стало интересно: как же в Казахстане оказался парадный портрет потомка шведского подданного, который в царствование Николая II двадцать лет, до 1917 года, занимал пост министра императорского двора?

Вместе с научным сотрудником музея Галиной Сырлыбаевой мы попытались проследить историю появления этой картины в Алма-Ате. Оказалось, что она была прислана в галерею из Ленинградской закупочной комиссии при Эрмитаже в феврале 1939 года. Имя владельца в сопроводительных документах не указывалось.

Как же попала работа Репина в закупочную комиссию? Как известно, дом Фредерикса в Петрограде на Почтамтской улице, 23, был разграблен и сожжен в первый же день Февральской революции. Впоследствии, в начале июня 1917 года, на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, учрежденной «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств», барон Фредерикс пояснил: «Все мои документы, все мои бумаги, все портреты семейные, все, что у меня было, все сожжено...».

Также у Фредерикса было большое имение в Сиверском со старинным домом, купленное еще его отцом. После революции дом частично был разграблен, а некоторые ценности переданы в музеи Петрограда...

Есть любопытный нюанс, связанный с портретом. В 1965 году его черно-белое изображение было опубликовано в мемуарах последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского (первое прижизненное издание «Воспоминаний 1898 - 1917» вышло в 1924 году). Будучи подчиненным министру императорского двора, автор не раз на своих страницах вспоминал барона (впоследствии графа) Владимира Фредерикса.

Известно, что изображение портрета театральный критик Давид Золотницкий, готовивший в Ленинграде к переизданию мемуары Теляковского, получил от его сына - театрального художника Всеволода Теляковского. В 1935 году Всеволод Теляковский был выслан из Ленинграда в Атбасар (Казахская ССР) по «кировскому потоку» - после убийства ленинградского руководителя Сергея Кирова. Затем работал в театре оперы и балета в Алма-Ате, вместе с Натальей Сац стоял у истоков первого в республике Театра юного зрителя. Художник много сотрудничал с Музеем искусств и, видимо, увидев там портрет Фредерикса, попросил сделать с него фотокопию...

Кстати, несколько слов и о самом портрете. Владимир Борисович Фредерикс изображен на нем в профиль. Лица почти не видно. Случайно ли это? Царская чета, очень любившая министра двора, ласково называла его Old gentleman и особенно ценила его преданность. Генерал-лейтенант Александр Мосолов, начальник канцелярии Министерства двора, в своих мемуарах «При дворе последнего императора» замечал, что граф имел особое чутье уладить то или иное недоразумение. Кроме того, когда Николай II «уклонялся сам от выражения кому-либо своего недовольства, то поручал это Фредериксу, который эту весьма неприятную задачу исполнял в смягченной форме».

В Государственном архиве РФ хранится дневник Владимира Фредерикса за 1916 год - ему было тогда 78 лет. Из расписок исследователей, обращавшихся к этому документу, видно, что многие видные историки заказывали его. Идя по их стопам, я тоже решила обратиться к этому дневнику, ожидая прочесть на его страницах нюансы придворной жизни и конфликтов великих князей. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что, кроме ежедневных заметок о петербургской погоде за его окном, граф больше почти ничего не доверял бумажным страницам. И, глядя на портрет, я все больше склоняюсь к мысли, что он делал это абсолютно осознанно...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook