Скоро вернусь, родная!

Так случилось, что письмо отца, написанное простым карандашом в Берлине 9 мая 1945 года, попало ко мне в руки спустя 50 лет. Все годы оно хранилось, как святая реликвия, у моей мамы. Это письмо отец адресовал не только своей жене, но и нам, детям. В ту пору моей сестре Гале было 9 лет, а моему брату Жене и мне – близнецам – по 6.

Скоро вернусь, родная! | Иллюстрация MiloVad/shutterstock.com

Иллюстрация MiloVad/shutterstock.com

Сражался за Родину Евгений Иванович Горелкин на нескольких фронтах – в конце войны на 1-м Белорусском. Победу встретил в Берлине в звании инженер-капитана. Специальность – сапер. По приказу первого коменданта Берлина генерала Берзарина участвовал в восстановлении водоснабжения германской столицы, а его товарищ капитан Ермаков со своей частью ремонтировал электросети. Об этих фактах накануне 9 мая Москва сообщила по радио голосом Левитана. Довелось отцу ремонтировать железнодорожные мосты через Одер и начинать строительство памятника воину-освободителю в Трептов-парке Берлина.

Когда я переписывал письмо, чтобы послать в редакцию копию, вдруг отчетливо понял: оно адресовано не только нам – близким.

9 мая 1945 г. Берлин

«Здравствуй, дорогая моя! Наконец-то самое ужасное закончилось, и я остался жив. Сообщение о прекращении военных действий мы здесь, в Берлине, получили в ночь с 7 на 8 мая. Ты бы видела, что стало с нами! Мы были ошеломлены, хотя ждали этого с минуты на минуту. Вчера написать тебе о столь радостном событии я не мог. Через тридцать минут после сообщения мы были пьяны, и не только от счастья. А сегодня приглашены на официальный банкет к командиру части. Буду пить за твое здоровье, детей и за скорейший день нашей встречи.

Все радостны, ушло напряжение, которое нас сопровождало годы войны, но появилась растерянность. Я тоже чувствую себя не в своей тарелке. Что будем делать в ближайшие дни – никто не знает. Вероятно, скоро поедем по домам. Галюша, как хочется всем нам, фронтовикам, быть сейчас в семейном кругу и вместе отпраздновать нашу победу над врагом и смертью. Приятно чувствовать, что ты победитель и жив среди стольких смертей и потерь. Но совестно за наше будущее счастье перед миллионами погибших и жалко сирот и вдов.

Дорогая моя, бои за Берлин были ужасны – ни одной спокойной минуты. Нервы натянуты до предела струн, и иногда мне казалось, что я всего этого не выдержу. Только сейчас ушло напряжение, и я начал вновь ощущать себя просто человеком, который к себе подобным относится уже по-другому.

В Берлине все еще чувствуется война. Центр города горит, всюду развалины, но начинает оживать благодаря нашим действиям коммунальное хозяйство города. Еще гремели выстрелы, когда мне поручили дать воду населению и нашим частям. Буквально за три дня мне удалось пустить пять станций в те части города, где еще сохранились дома. Галюша, родная, береги себя – не так далек день нашей встречи. Пусть мои дорогие дети хорошо встретят своего папу. Целую вас всех. Твой Женя».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (5696) от 06.05.2016.


Комментарии