Сходить в кино, заодно и помыться

Многоэтажный дом на целый квартал (Лиговский пр., 107, - Остропольский пер., 1, - ул. Константина Заслонова, 2) мог бы стать образцом северного модерна, но волею судеб мы сегодня видим его примером сталинского неоклассицизма в исторической части города.

Сходить в кино, заодно и помыться | Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.<br>Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.
Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Судьбу здания определил выбор, сделанный сто с лишним лет назад владельцем земельного участка потомственным почетным гражданином Иваном Торкачевым. Первоначально девелопер, как назвали бы его сегодня, пожелал привлечь лучших зодчих. Он поручил Петербургскому обществу архитекторов провести конкурс проектов, итоги которого подвели весной 1911 года, успев к началу строительного сезона. Выделенный Торкачевым солидный призовой фонд 3 тыс. руб. (по тем временам - годовая зарплата квалифицированного архитектора) должен был послужить поддержке отечественного производителя. К участию в состязании допускались только лица, постоянно проживающие в России.

Условиями конкурса требовалось решить непростую задачу: объединить под одной крышей квартиры, магазины, рестораны, кинематографы и даже баню. Надо было выжать максимальную выгоду из 7 тысяч квадратных метров «золотой» столичной земли.

Заказчик требовал спроектировать не просто подвал, а подземный этаж во всю площадь двора, чтобы разместить там склады дров и угля. Тогдашние строительные технологии позволяли осуществить эту задумку, которая в условиях постоянно дорожавшей земли становилась все популярнее.

В представленных на конкурс проектах были разработаны новаторские идеи многолучевых компактных планировок, позволявших сократить число лестниц и лифтов, отнимающих ценные «квадраты» от площади квартир. В проектах Евгения Шреттера и Владимира Зелигсона лестнично-лифтовые узлы размещены так, чтобы обслуживать сразу несколько корпусов, лучами отходящих от этих вертикальных коммуникаций.

Первую премию получил дуэт в составе художника-архитектора Сергея Серафимова и студента Академии художеств Марка Фельгера (оба в будущем - известные советские архитекторы). Соавторы придумали девиз по музыкальной тональности - «Си-бемоль».

Причины, по которым домовладелец не стал осуществлять в натуре выигравший проект, неизвестны. Это было обычным делом: творческие соревнования выигрывали одни, а в жизнь воплощались другие проекты иных архитекторов. В том же 1911 году домовладелец пригласил гражданского инженера Владимира Николя, под надзором которого вскоре и был возведен дом, «представляющий собой очень большую постройку в шесть этажей с мансардами и подвалами». Амбициями этот творец не страдал, новомодные идеи отверг. Фасады им были оформлены достаточно скупо в духе возврата к классике: на фоне дощатого руста стен - прямоугольные оконные проемы в обрамлении тончайших наличников.

В блокаду здание было сильно повреждено, но в целом устояло. В конце 1940-х полуразрушенный дом был реконструирован по проекту архитектора Бориса Серебровского. В оформлении советский мастер взял за основу решение, предложенное инженером Николя. Имперский стиль был тогда снова на коне - в противовес буржуазному модерну. Да и скромность оформления в трудное послевоенное время, очевидно, была плюсом.



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.