Сходить в кино, заодно и помыться

Многоэтажный дом на целый квартал (Лиговский пр., 107, - Остропольский пер., 1, - ул. Константина Заслонова, 2) мог бы стать образцом северного модерна, но волею судеб мы сегодня видим его примером сталинского неоклассицизма в исторической части города.

Сходить в кино, заодно и помыться | Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.<br>Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.
Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Судьбу здания определил выбор, сделанный сто с лишним лет назад владельцем земельного участка потомственным почетным гражданином Иваном Торкачевым. Первоначально девелопер, как назвали бы его сегодня, пожелал привлечь лучших зодчих. Он поручил Петербургскому обществу архитекторов провести конкурс проектов, итоги которого подвели весной 1911 года, успев к началу строительного сезона. Выделенный Торкачевым солидный призовой фонд 3 тыс. руб. (по тем временам - годовая зарплата квалифицированного архитектора) должен был послужить поддержке отечественного производителя. К участию в состязании допускались только лица, постоянно проживающие в России.

Условиями конкурса требовалось решить непростую задачу: объединить под одной крышей квартиры, магазины, рестораны, кинематографы и даже баню. Надо было выжать максимальную выгоду из 7 тысяч квадратных метров «золотой» столичной земли.

Заказчик требовал спроектировать не просто подвал, а подземный этаж во всю площадь двора, чтобы разместить там склады дров и угля. Тогдашние строительные технологии позволяли осуществить эту задумку, которая в условиях постоянно дорожавшей земли становилась все популярнее.

В представленных на конкурс проектах были разработаны новаторские идеи многолучевых компактных планировок, позволявших сократить число лестниц и лифтов, отнимающих ценные «квадраты» от площади квартир. В проектах Евгения Шреттера и Владимира Зелигсона лестнично-лифтовые узлы размещены так, чтобы обслуживать сразу несколько корпусов, лучами отходящих от этих вертикальных коммуникаций.

Первую премию получил дуэт в составе художника-архитектора Сергея Серафимова и студента Академии художеств Марка Фельгера (оба в будущем - известные советские архитекторы). Соавторы придумали девиз по музыкальной тональности - «Си-бемоль».

Причины, по которым домовладелец не стал осуществлять в натуре выигравший проект, неизвестны. Это было обычным делом: творческие соревнования выигрывали одни, а в жизнь воплощались другие проекты иных архитекторов. В том же 1911 году домовладелец пригласил гражданского инженера Владимира Николя, под надзором которого вскоре и был возведен дом, «представляющий собой очень большую постройку в шесть этажей с мансардами и подвалами». Амбициями этот творец не страдал, новомодные идеи отверг. Фасады им были оформлены достаточно скупо в духе возврата к классике: на фоне дощатого руста стен - прямоугольные оконные проемы в обрамлении тончайших наличников.

В блокаду здание было сильно повреждено, но в целом устояло. В конце 1940-х полуразрушенный дом был реконструирован по проекту архитектора Бориса Серебровского. В оформлении советский мастер взял за основу решение, предложенное инженером Николя. Имперский стиль был тогда снова на коне - в противовес буржуазному модерну. Да и скромность оформления в трудное послевоенное время, очевидно, была плюсом.



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...