Шведы рисовали Петербург: как пленные офицеры создавали первые планы города

Примечательный факт: авторами самых ранних рукописных планов Петербурга стали шведские офицеры. Они занимались их созданием во время военных действий в Ингерманландии. Напоминаем, что Северная война завершилась полной победой русской армии.

Шведы рисовали Петербург: как пленные офицеры создавали первые планы города | Автором этого рисунка, запечатлевшего Петербург и его окрестности, исследователи считают Пауля Бетюна./ФОТО АВТОРА

Автором этого рисунка, запечатлевшего Петербург и его окрестности, исследователи считают Пауля Бетюна./ФОТО АВТОРА

Летом 1704 года прапорщик М. Бютнер на небольшом лис­те изобразил не только бывший шведский Ниеншанц, но и Петербургскую (впоследствии Петропавловскую) крепость, верфь, а также первые постройки нового города. Бютнер тогда находился в шведской армии Ю. Г. Майделя, лагерь которого располагался на Выборгской стороне.

Историкам также хорошо известна огромная настенная карта Санкт-Петербурга, которую создал шведский военный инженер К. Ф. Койет. Он попал в русский плен и несколько лет копировал чертежи в Канцелярии городовых дел. Вернувшись на родину, Койет создал подробнейший план новой российской столицы и ее ближайших окрестностей, который в 1722 году преподнес шведскому королю Фредрику I.

Менее известно изображение Петербурга, выполненное другим бывшим военнопленным, Паулем Бетюном, которое ныне хранится в библиотеке Уппсальского университета. Артиллерийский подполковник Пауль Бетюн (1661 – 1729) с начала Северной войны служил в Курляндии. Пос­ле захвата в 1710 году русской армией Эльбинга он вернулся на родину. Там в 1715 году им была изготовлена «Морская карта и планы [городов] от Нарвы до так называемого Петербурга и до Нотеборга на Ладожском озере…», которая охватывала значительную территорию (от Нарвы на западе до Шлиссельбурга на востоке).

Бетюн не был в Петербурге, не знал городской топонимики и состояния застройки, а при создании плана пользовался только рассказами очевидцев — вернувшихся в Швецию бывших военнопленных. Поэтому изображенный им план нового города выглядит фантастическим.

На его плане Петербургская крепость представляет собой неправильный семиугольник. Мост соединял ее с правым берегом Невы, где расположена регулярно распланированная «Новая слобода, окруженная палисадом». Адмиралтейскую крепость с трудом можно узнать по высокой башне, расположенной внутри укрепленного двора. А изображение «Немецкой слободы с несложным укреплением» Бетюн значительно увеличил в размере по сравнению с другими постройками и даже фактически вынес ее за пределы города.

Исследователи считают, что Бетюн был автором и другого рукописного изображения Петербурга, которым мы иллюстрируем нашу сегодняшнюю публикацию. Оно хранится в Военном архиве в Стокгольме (впоследствии оно было не раз опубликовано в России — и целиком, и фрагментами). Правда, утверждение об авторстве Бетюна можно поставить под сом­нение. Если на карте Ингерманландии указаны год, место и автор, то на рисунке нет. В правом нижнем углу под рамкой сохранились литеры V. R., которые могут являться инициалами автора изображения.

Рисунок состоит из двух частей. В верхней части показан «царский дворец» с садом и другими рядом стоящими постройками. Исследователи полагают, что это Екатерингоф — резиденция, которую Петр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне в 1711 году. В том году во время работ в Летнем саду первоначальный деревянный дворец Петра I разобрали и перенесли к Калинкиной деревне. Вокруг него разбили регулярный сад.

В центре рисунка Бетюна изоб­ражен двухэтажный дворец с высокой крышей и небольшой башенкой. К его центральному входу ведет широкий канал, по которому на небольших судах со спущенными парусами прибывают гости. Рядом обнесенный оградой сад с галереями, беседками и цветниками. За дворцом справа литерами обозначено местоположение лагеря военнопленных шведов и склада, на месте которого будет обустроен хозяйственный двор. Заметно сходство изображения с гравюрой «Ст. Катерингоф» А. Ф. Зубова (1716 г.), однако шведский рисунок охватывает более значительную территорию.

Историк Сергей Горбатенко предположил, что Бетюн запечатлел Екатерингоф до значительно повредившего его наводнения, случившегося в 1715 году. Впрочем, у ученых есть и другая версия: на рисунке изображен петровский дворец в Петергофе.

Более загадочен вид центра Петербурга в нижней части листа. Исследователи, как правило, датируют рисунок 1713 – 1715 годами. Однако его внимательное изучение позволяет в этом усомниться, поскольку многие детали, изображенные на нем, появились только в 1720‑х годах.

В его центре — Петербургская крепость, на Трубецком бастионе которой развевается флаг. Мост соединяет крепость с Городским островом (Петроградской стороной. — Прим. ред.), среди однообразных одно- и двухэтажных построек которого выделяется Троицкий собор с высокой башней, увенчанной крестом.

На противоположном берегу Невы показана широкая площадь с пристанью и переправой. На Стрелке Васильевского острова угадывается изображение еще не достроенного каменного дворца царицы Прасковьи Федоровны. Его возведение началось в 1720 году, а спустя пять лет, после смерти вдовствующей царицы, в нем разместилась Академия наук.

Между Адмиралтейским и Васильевским островами автор рисунка изобразил наплавной мост. Известно, что впервые такая переправа через Неву была наведена только в 1727 году. Мост соединял берега реки возле дворца А. Д. Меншикова и Исаакиевской церкви, поэтому получил название Исаакиевский. В Петровскую эпоху через Неву мосты не строили: они мешали судоходству, к тому же государь всячески принуждал своих подданных к использованию ­водного транспорта, особенно к хождению под парусом.

Читайте также:

Победная оборона — она позволила новгородцам взять верх над шведами в Невской битве

Двадцать дней битвы. История одного неотмеченного на картах дота деревни Азино


#Северная война #шведы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7956) от 25.07.2025 под заголовком «Рисунок пленного шведа».


Комментарии