Как в Ленинграде наступил «штрафной четверг»

«Вчера с утра усиленные пикеты милиции наблюдали за выполнением населением обязательных постановлений. Преследовались, главным образом, граждане, идущие не по тротуарам, а вдоль улиц, и «невольные самоубийцы», скачущие и выпрыгивающие на ходу из трамваев». Так «Ленинградская правда» в номере от 24 октября 1924 года начинала рассказ о предыдущем дне - «черном четверге», когда власти взялись за радикальное наведение порядка на улицах.

Как в Ленинграде наступил «штрафной четверг» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В городе стали усиленно взимать административные штрафы - за нарушение правил дорожного движения, пользования трамваем, уличной торговли, отсутствие уличного освещения в темное время, несанкционированные мусорные свалки и прочие провинности.

К подобным «драконовским мерам» власти были вынуждены прибегнуть, чтобы навести наконец порядок в городе, который после Гражданской войны порой напоминал большую неблагоустроенную деревню. Рост населения происходил в основном за счет притока со стороны - на одного родившегося приходились пятеро приезжих. Прибывали на берега Невы главным образом деревенские жители, которые не умели жить по-городскому, им непривычно было соблюдать правила дорожного движения.

Нарушителей и прежде наказывали рублем. В январе 1924 года, подводя итоги минувшего года, «Петроградская правда» уверяла: «Трамвайные штрафы оказались радикальным средством в борьбе с нарушителями нормального трамвайного движения. Число штрафов и протоколов непрерывно падает». Для подкрепления этого утверждения приводилась статистика: в то время как в октябре 1923 года были оштрафованы 10 500 человек, в ноябре наложено штрафов 1834, а в декабре - лишь 902.

Не сразу привыкали новые горожане и к другим азбучным истинам жизни мегаполиса. В «Ленинградской правде» встречались упоминания о «средневековом» способе избавляться от помоев - жители подчас выплескивали их из окон, прямо на головы прохожих...

Как бы то ни было, но строгие кары «штрафного четверга» стали для горожан неприятной неожиданностью. «В течение целого дня можно было наблюдать возле постовых милицейских пикетов группы протестующих, жестикулирующих граждан», - сообщала «Ленинградская правда». Однако с милиционерами пререкаться было бесполезно: тех, кто не подчинялся требованию уплатить штраф на месте, отправляли под конвоем в отделения милиции, где взыскивали его уже в пятикратном размере.

По свидетельствам очевидцев, в тот роковой для многих день подконвойный народ в отделения тек рекой. Тех, кто даже в милиции категорически отказывался платить или ссылался на то, что не взял с собой денег, ставили на особый учет: на них заводились административные карточки. Публика волновалась, пробовала спорить с милиционерами, «качать права», но все напрасно. Большинство оправдывались незнанием постановлений.

«Ленинградская правда» поучительно наставляла: «Эта внезапная мера, как снег на голову обрушившаяся на ленинградцев, возможно, приучит выполнять обязательные постановления, по крайней мере тех, кто пострадал штрафом за вчерашний день».

Каков же был результат пресловутого «черного четверга»? За нарушение «обязательных постановлений» были оштрафованы 949 человек на сумму 689 рублей 85 копеек. Милиция составила 288 протоколов. Стали ли после этого горожане более дисциплинированными, более внимательными к правилам дорожного движения?

Судите сами. Спустя четыре года, в октябре 1928-го, «Красная газета» грустно констатировала: «Наш ленинградский трамвай пользуется незавидной славой: среди трамваев не только СССР, но и чуть ли не всего мира он является первым по числу несчастных случаев». И каждый десятый из них происходит с ребенком. Неужели, отмечала газета, этого кошмара нельзя избежать?

#штраф #история #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6309) от 26.10.2018 под заголовком «Штрафной четверг».


Комментарии