Шоферы Дороги жизни

«Водитель, который меня через Ладогу вез, // Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя. // Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, - // Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос...». Это строки из стихов Александра Городницкого «Неизвестному водителю». Известный бард и ученый неоднократно ратовал за создание в Кобоне, на противоположном, спасительном, берегу Ладоги, памятника блокадному шоферу. Его идею воплотила Ирина Волле - ученица ленинградского скульптора Виктора Сергеевича Новикова, для которого тема блокады была священной.

Шоферы Дороги жизни | ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

Один из активных участников этого творческого проекта - петербуржец Никита Благово, руководитель музея истории школы Карла Мая. Никите Владимировичу было девять лет, когда он оказался в числе тысяч ленинградцев, эвакуированных по ледовой трассе на исходе первой блокадной зимы.

Никита Владимирович помнит путь по Ладоге: грузовик, у которого почему-то горела только одна фара, то и дело объезжал полыньи.

- Предварительное место для памятника в Кобоне уже намечено - возле открытого в нынешнем году восстановленного музея «Дорога жизни». Ищем меценатов, которые помогли бы изготовить скульптуру. Хотелось бы, чтобы памятник появился в год 75-летия полного освобождения Ленинграда от блокады, - говорит Благово.

Рядом, на берегу Староладожского канала, - стройный белокаменный храм Николая Чудотворца, приютивший во время блокады тысячи ленинградцев: здесь размещался эвакопункт. И как снова не процитировать Александра Городницкого: «...Вращая баранку, он правил упорно туда, // Где старая церковь белела на краешке суши».

Впрочем, память о водителях Дороги жизни уже сейчас увековечивается в Кобоне - на территории действующего там военно-исторического центра «Дорога жизни». В музее под открытым небом, что у самой Ладоги, где установлена поднятая со дна озера легендарная блокадная полуторка, создается Аллея славы - «Бессмертный Ладожский шоферский полк».

Впрочем, как отмечает представитель центра Сергей Марков, нельзя забывать и других героев Ладоги - моряков, железнодорожников, врачей, водолазов, электриков. Дорога жизни была таким огромным слаженным механизмом, который нам сегодня трудно и представить. Так что Кобона - памятник трудовому подвигу народа...

Координатор проекта «Водители Дороги жизни» Николай Миронов собирает сведения о них уже больше тридцати лет.

- Точно неизвестно, сколько всего водителей прошли через ледовую трассу. Долго здесь не выдерживали, шоферов переводили на другие участки. Сегодня нам достоверно известны имена почти пяти тысяч водителей, в том числе около трехсот женщин. Список продолжает пополняться, - поясняет Миронов.

Настоящей кузницей шоферских кадров стал базировавшийся до войны в Петергофе 29-й автополк. На его основе была затем создана 17-я автобригада, обслуживавшая ледовую трассу. Немало трудилось на Дороге жизни и вольнонаемных. На своей страничке в социальной сети Николай Миронов едва ли не каждый день знакомит с еще одной судьбой блокадного шофера. Истории - простые и в то же время удивительные.

101 раз преодолел ледовую ладожскую трассу Евгений Сушинский. Его жена Евдокия была рекордсменкой СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Всю блокаду она проработала в госпитале. На фото, которые сохранились в архиве их внука, - Евгений Сушинский за рулем мотоцикла на трассе в Юкках в 1938 году и на гоночном автомобиле - уже в 1946-м...

Шофер ледовой трассы Готфрид Бич был из ленинградских немцев: он родился в Новосаратовской колонии, что на Неве напротив Рыбацкого. Нетрудно догадаться, какие проблемы человек испытывал из-за происхождения. И, несмотря ни на что, он тоже возил хлеб в осажденный Ленинград.

Василий Щетенко дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. Свобода Иванова (Залужская) после войны инициировала создание по всей стране клубов для трудных подростков и беспризорников. А Павел Сыркин стал ведущим конструктором ГАЗа, а затем - главным конструктором Заволжского моторного завода...

Память живет, пока есть люди, которые готовы ее беречь. На трассе Дороги жизни на Большой земле, недалеко от Кобоны, есть маленькая деревушка Верола. Здесь рядом с шоссе - руины белокаменной церкви святителя Николая Чудотворца. В ней во время войны действовала автотранспортная мастерская по ремонту полуторок. Тех самых, что под огнем врага шли по ледовой трассе.

Сегодня в руинах гуляет ветер. Совсем недавно тут был густой лес, но силами волонтеров под началом «поискового батюшки» Вячеслава Харинова территория была расчищена. Есть идея, восстановив церковь, отвести ее часть под музей шоферской славы.

#Дорога жизни #память #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Шоферы Дороги жизни».


Комментарии