Шоферы Дороги жизни

«Водитель, который меня через Ладогу вез, // Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя. // Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, - // Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос...». Это строки из стихов Александра Городницкого «Неизвестному водителю». Известный бард и ученый неоднократно ратовал за создание в Кобоне, на противоположном, спасительном, берегу Ладоги, памятника блокадному шоферу. Его идею воплотила Ирина Волле - ученица ленинградского скульптора Виктора Сергеевича Новикова, для которого тема блокады была священной.

Шоферы Дороги жизни | ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

Один из активных участников этого творческого проекта - петербуржец Никита Благово, руководитель музея истории школы Карла Мая. Никите Владимировичу было девять лет, когда он оказался в числе тысяч ленинградцев, эвакуированных по ледовой трассе на исходе первой блокадной зимы.

Никита Владимирович помнит путь по Ладоге: грузовик, у которого почему-то горела только одна фара, то и дело объезжал полыньи.

- Предварительное место для памятника в Кобоне уже намечено - возле открытого в нынешнем году восстановленного музея «Дорога жизни». Ищем меценатов, которые помогли бы изготовить скульптуру. Хотелось бы, чтобы памятник появился в год 75-летия полного освобождения Ленинграда от блокады, - говорит Благово.

Рядом, на берегу Староладожского канала, - стройный белокаменный храм Николая Чудотворца, приютивший во время блокады тысячи ленинградцев: здесь размещался эвакопункт. И как снова не процитировать Александра Городницкого: «...Вращая баранку, он правил упорно туда, // Где старая церковь белела на краешке суши».

Впрочем, память о водителях Дороги жизни уже сейчас увековечивается в Кобоне - на территории действующего там военно-исторического центра «Дорога жизни». В музее под открытым небом, что у самой Ладоги, где установлена поднятая со дна озера легендарная блокадная полуторка, создается Аллея славы - «Бессмертный Ладожский шоферский полк».

Впрочем, как отмечает представитель центра Сергей Марков, нельзя забывать и других героев Ладоги - моряков, железнодорожников, врачей, водолазов, электриков. Дорога жизни была таким огромным слаженным механизмом, который нам сегодня трудно и представить. Так что Кобона - памятник трудовому подвигу народа...

Координатор проекта «Водители Дороги жизни» Николай Миронов собирает сведения о них уже больше тридцати лет.

- Точно неизвестно, сколько всего водителей прошли через ледовую трассу. Долго здесь не выдерживали, шоферов переводили на другие участки. Сегодня нам достоверно известны имена почти пяти тысяч водителей, в том числе около трехсот женщин. Список продолжает пополняться, - поясняет Миронов.

Настоящей кузницей шоферских кадров стал базировавшийся до войны в Петергофе 29-й автополк. На его основе была затем создана 17-я автобригада, обслуживавшая ледовую трассу. Немало трудилось на Дороге жизни и вольнонаемных. На своей страничке в социальной сети Николай Миронов едва ли не каждый день знакомит с еще одной судьбой блокадного шофера. Истории - простые и в то же время удивительные.

101 раз преодолел ледовую ладожскую трассу Евгений Сушинский. Его жена Евдокия была рекордсменкой СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Всю блокаду она проработала в госпитале. На фото, которые сохранились в архиве их внука, - Евгений Сушинский за рулем мотоцикла на трассе в Юкках в 1938 году и на гоночном автомобиле - уже в 1946-м...

Шофер ледовой трассы Готфрид Бич был из ленинградских немцев: он родился в Новосаратовской колонии, что на Неве напротив Рыбацкого. Нетрудно догадаться, какие проблемы человек испытывал из-за происхождения. И, несмотря ни на что, он тоже возил хлеб в осажденный Ленинград.

Василий Щетенко дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. Свобода Иванова (Залужская) после войны инициировала создание по всей стране клубов для трудных подростков и беспризорников. А Павел Сыркин стал ведущим конструктором ГАЗа, а затем - главным конструктором Заволжского моторного завода...

Память живет, пока есть люди, которые готовы ее беречь. На трассе Дороги жизни на Большой земле, недалеко от Кобоны, есть маленькая деревушка Верола. Здесь рядом с шоссе - руины белокаменной церкви святителя Николая Чудотворца. В ней во время войны действовала автотранспортная мастерская по ремонту полуторок. Тех самых, что под огнем врага шли по ледовой трассе.

Сегодня в руинах гуляет ветер. Совсем недавно тут был густой лес, но силами волонтеров под началом «поискового батюшки» Вячеслава Харинова территория была расчищена. Есть идея, восстановив церковь, отвести ее часть под музей шоферской славы.

#Дорога жизни #память #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Шоферы Дороги жизни».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...