Шоферы Дороги жизни

«Водитель, который меня через Ладогу вез, // Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя. // Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, - // Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос...». Это строки из стихов Александра Городницкого «Неизвестному водителю». Известный бард и ученый неоднократно ратовал за создание в Кобоне, на противоположном, спасительном, берегу Ладоги, памятника блокадному шоферу. Его идею воплотила Ирина Волле - ученица ленинградского скульптора Виктора Сергеевича Новикова, для которого тема блокады была священной.

Шоферы Дороги жизни | ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

Один из активных участников этого творческого проекта - петербуржец Никита Благово, руководитель музея истории школы Карла Мая. Никите Владимировичу было девять лет, когда он оказался в числе тысяч ленинградцев, эвакуированных по ледовой трассе на исходе первой блокадной зимы.

Никита Владимирович помнит путь по Ладоге: грузовик, у которого почему-то горела только одна фара, то и дело объезжал полыньи.

- Предварительное место для памятника в Кобоне уже намечено - возле открытого в нынешнем году восстановленного музея «Дорога жизни». Ищем меценатов, которые помогли бы изготовить скульптуру. Хотелось бы, чтобы памятник появился в год 75-летия полного освобождения Ленинграда от блокады, - говорит Благово.

Рядом, на берегу Староладожского канала, - стройный белокаменный храм Николая Чудотворца, приютивший во время блокады тысячи ленинградцев: здесь размещался эвакопункт. И как снова не процитировать Александра Городницкого: «...Вращая баранку, он правил упорно туда, // Где старая церковь белела на краешке суши».

Впрочем, память о водителях Дороги жизни уже сейчас увековечивается в Кобоне - на территории действующего там военно-исторического центра «Дорога жизни». В музее под открытым небом, что у самой Ладоги, где установлена поднятая со дна озера легендарная блокадная полуторка, создается Аллея славы - «Бессмертный Ладожский шоферский полк».

Впрочем, как отмечает представитель центра Сергей Марков, нельзя забывать и других героев Ладоги - моряков, железнодорожников, врачей, водолазов, электриков. Дорога жизни была таким огромным слаженным механизмом, который нам сегодня трудно и представить. Так что Кобона - памятник трудовому подвигу народа...

Координатор проекта «Водители Дороги жизни» Николай Миронов собирает сведения о них уже больше тридцати лет.

- Точно неизвестно, сколько всего водителей прошли через ледовую трассу. Долго здесь не выдерживали, шоферов переводили на другие участки. Сегодня нам достоверно известны имена почти пяти тысяч водителей, в том числе около трехсот женщин. Список продолжает пополняться, - поясняет Миронов.

Настоящей кузницей шоферских кадров стал базировавшийся до войны в Петергофе 29-й автополк. На его основе была затем создана 17-я автобригада, обслуживавшая ледовую трассу. Немало трудилось на Дороге жизни и вольнонаемных. На своей страничке в социальной сети Николай Миронов едва ли не каждый день знакомит с еще одной судьбой блокадного шофера. Истории - простые и в то же время удивительные.

101 раз преодолел ледовую ладожскую трассу Евгений Сушинский. Его жена Евдокия была рекордсменкой СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Всю блокаду она проработала в госпитале. На фото, которые сохранились в архиве их внука, - Евгений Сушинский за рулем мотоцикла на трассе в Юкках в 1938 году и на гоночном автомобиле - уже в 1946-м...

Шофер ледовой трассы Готфрид Бич был из ленинградских немцев: он родился в Новосаратовской колонии, что на Неве напротив Рыбацкого. Нетрудно догадаться, какие проблемы человек испытывал из-за происхождения. И, несмотря ни на что, он тоже возил хлеб в осажденный Ленинград.

Василий Щетенко дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. Свобода Иванова (Залужская) после войны инициировала создание по всей стране клубов для трудных подростков и беспризорников. А Павел Сыркин стал ведущим конструктором ГАЗа, а затем - главным конструктором Заволжского моторного завода...

Память живет, пока есть люди, которые готовы ее беречь. На трассе Дороги жизни на Большой земле, недалеко от Кобоны, есть маленькая деревушка Верола. Здесь рядом с шоссе - руины белокаменной церкви святителя Николая Чудотворца. В ней во время войны действовала автотранспортная мастерская по ремонту полуторок. Тех самых, что под огнем врага шли по ледовой трассе.

Сегодня в руинах гуляет ветер. Совсем недавно тут был густой лес, но силами волонтеров под началом «поискового батюшки» Вячеслава Харинова территория была расчищена. Есть идея, восстановив церковь, отвести ее часть под музей шоферской славы.

#Дорога жизни #память #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Шоферы Дороги жизни».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».