Школьный бунт

«Блистательный Санкт-Петербург» начала ХХ века нередко представляется нам почти идеальным миром. Его неотъемлемая часть - гимназии и реальные училища, о которых сегодня принято говорить с ностальгией как о непревзойденных образцах образования и воспитания. Свой взгляд на эту тему - у доцента РГПУ им. А. И. Герцена кандидата исторических наук Татьяны ПАШКОВОЙ, которая занимается изучением дореволюционной петербургской системы образования.

Школьный бунт  | ФОТО Vladimir-Meln/shutterstock.com

ФОТО Vladimir-Meln/shutterstock.com

- Татьяна Ильинична, так была ли тогдашняя школа некой «фабрикой», бесперебойно ковавшей российскую интеллектуальную элиту?

- Трудно дать однозначный ответ. Но можно уверенно сказать, что к началу ХХ века система школьного образования оказалась в кризисном положении, обусловленном разными факторами.

В те годы во многих европейских странах проводились более или менее радикальные реформы средней школы. В России консервативный школьный механизм явно не поспевал за переменами, произошедшими в стране за годы «великих реформ» Александра II. Общественность, жаждавшая гласности, открытости, демократизации школы, была разочарована.

- Не случайно школа стала тогда подвергаться серьезным нападкам и жесткой критике со стороны общества...

- Действительно, общественность впервые проявила искренний и настойчивый интерес к тому, что происходило за неприступными гимназическими стенами. Прежде, когда этих учебных заведений было мало и они не пользовались популярностью, состояние дел в школах касалось лишь весьма узкого круга людей. Теперь, когда образование стало самостоятельной ценностью, а не только средством к получению льгот и привилегий по службе, а мужские и женские гимназии получили широкое распространение по всей империи, многое изменилось.

- Давайте напомним, как тогда была устроена система среднего образования Российской империи...

- Довольно причудливо: многие ведомства - министерства финансов, торговли и промышленности, путей сообщения и другие - имели свои собственные учебные заведения. Своего рода каркас этой системы составляли мужские и женские школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения и ведомству учреждений императрицы Марии.

За последние двадцать лет существования Российской империи в Министерстве просвещения сменились не меньше десяти министров. В 1899 году ведомство впервые публично признало наличие серьезных проблем в средней школе. В специальном циркуляре говорилось, что «среди педагогов и родителей учащихся в гимназиях и реальных училищах давно слышатся жалобы на разные недостатки этих учебных заведений».

- На что же жаловались в первую очередь?

- Перечислю самые основные претензии. На невнимание к личным особенностям учащихся и пренебрежение нравственным и физическим воспитанием. На чрезмерность ежедневной умственной работы. На недостаточное преподавание русского языка, литературы и истории, слабое ознакомление с родной природой. На излишнее преобладание древних языков и неправильную постановку их преподавания... И в целом на то, что учебное дело было предельно бюрократизировано, на то, что школа стремится установить тотальный контроль над частной жизнью молодежи, что запрещены любые формы самоорганизации учеников и учителей. Недовольство вызывали ограничения на получение среднего образования по социальному происхождению и вероисповеданию.

Что же удивляться, что все это в конце концов переполнило чашу терпения. И произошло то, что современники назвали «школьной революцией».

- О чем идет речь?

- До поры до времени в громком хоре критиков средней школы не был слышен голос тех, кого эта ситуация касалась самым непосредственным образом, - учеников и учениц гимназий и реальных училищ. Положение принципиально изменили события Кровавого воскресенья 1905 года. После него юноши и подростки впервые начали проявлять свой протест открыто и прибегать к коллективным действиям.

Уже во второй половине января в отдельных учебных заведениях Петербурга старшеклассники впервые опробовали некоторые формы протеста против школьного режима - доставку в школу прокламаций, коллективный отказ от выполнения классной работы. Нередко ученики устраивали «химическую обструкцию»: разливали сероводород, добытый в школьной лаборатории, в туалетах и классах. В результате по всему учебному заведению распространялся удушливый неприятный запах, и уроки приходилось отменять...

31 января на свет появилась листовка «Ко всем учащимся в средних учебных заведениях С.-Петербурга», в ней выдвигались требования о полной отмене преподавания древних языков и внешкольного надзора за учениками, контроля над их религиозными обязанностями, унизительных наказаний, процентных норм для детей евреев и так далее.

Апогеем «школьной революции» стали события осени-зимы 1905 - 1906 годов. По существу, этот учебный год в Петербурге был сорван. Бунтующую молодежь уже ничто не могло остановить, даже страх перед самыми суровыми дисциплинарными взысканиями. Приходя в гимназии, ученики вместо классов шли в актовый зал и устраивали многочасовые сходки с пением революционных песен, выдвигали требования к школьной администрации, писали петиции и письма в газеты, били стекла, ломали и выбрасывали из окон школьную мебель... Прежде всего они хотели, чтобы в них перестали видеть, как говорилось в одном из документов, «послушный материал для педагогических опытов».

Их требования в отличие от студенческих касались в основном не политики, а внутришкольного устройства. Учащиеся настаивали, в частности, на введении лекционной формы занятий со свободным посещением, свободном доступе в Публичную библиотеку, вежливом обращении со стороны учителей, праве создания собственных организаций, самоуправления (старостата) и так далее.

Если к брожению студентов все уже более-менее привыкли, то бунт подростков застал взрослых врасплох. Школьный порядок рассыпался буквально на глазах как карточный домик. Растерянное учебное начальство впервые обратилось за помощью к родителям, но те тоже плохо понимали, что делать. Одни поддерживали многие требования школьников, другие, наоборот, призывали «закрутить гайки» и заставить гимназистов заниматься любой ценой, вплоть до вызова нарядов полиции. Бурные родительские собрания превращались в политические митинги...

- И каковы были последствия «школьной революции»?

- Ситуация в образовательных учреждениях как в зеркале отразила ситуацию в стране: когда революция пошла на убыль, началась реакция. Усилился административный и политический надзор над средней школой. Правительство начало постепенно сворачивать деятельность созданных в ходе революции родительских комитетов, и к 1912 году они почти повсеместно прекратили свое существование. Весной 1907 года были восстановлены устные и письменные переводные экзамены, летом вновь введено обязательное ношение формы учащимися средних учебных заведений.

Ситуация изменилась в начале 1915 года, когда Министерство просвещения возглавил отличавшийся либеральными взглядами граф Павел Игнатьев. Он предпринял последнюю попытку серьезной реформы дореволюционной средней школы. В апреле 1915 года Игнатьев созвал особое совещание, которое занялось разработкой новой концепции школы. В соответствии с ней она должна была стать самодовлеющей, то есть дающей общее образование и не имеющей непосредственной целью подготовку в вузы, состоящей из двух ступеней - с трех- и четырехлетним курсами обучения.

Однако идеи Игнатьева вызвали яростное сопротивление на местах. Посыпались жалобы. Министра обвиняли во всех смертных грехах: он-де вносит смуту в школу через родительские комитеты, его указания пагубно влияют на настроения учащихся, отмена переводных экзаменов ведет к разрушению школы.

Под давлением правых, требовавших поставить министра на место, Игнатьев в декабре 1916 года ушел в отставку, и реформа так толком и не состоялась. А уже через несколько недель в стране произошла новая революция, ознаменовавшаяся в том числе и кардинальным сломом всей прежней системы школьного обучения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5779) от 02.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...