Школьный стиль: как менялась форма для учащихся в разные годы

Мальчики в серых гимнастерках и девочки в коричневых платьях с белыми передниками и белыми бантами — почти наверняка ученики и ныне существующей школы № 225 на Адмиралтейской набережной. Только что начался учебный год, но свободного времени много, домашних заданий еще нет, и можно о многом поболтать. Например, о том, как прошли летние каникулы…

Школьный стиль: как менялась форма для учащихся в разные годы | ФОТО Н. Ананьева/Репродукция автора

ФОТО Н. Ананьева/Репродукция автора

1 сентября всегда волнующий день и для учителей, и для учеников. Хоть это было давно, в 1950‑х, но до сих пор помню, как сама к нему готовилась. И я, и мои сверст­ники делали это заранее: собирали портфели, укладывая в них обернутые бумагой, чтобы не испачкались, новые учебники, авторучки и карандаши, наглаживали одежду, пионерские галстуки.

Девочки выбирали красивые ленты: волосы тогда заплетали в косы, даже представить себе было невозможно, как это прийти на уроки с распущенными волосами. Такое мы видели, пожалуй, только на картинках, изображающих ведьм и русалок. Конечно, никакой косметики и ювелирных украшений. Школьный стиль — простота и скромность.

Школьная форма девочек в будние дни представляла собой коричневое платье с черным передником и коричневые ленты в косах. В праздничные дни надевали белый передник, а в косы вплетали белые ленты. Форма мальчиков напоминала гимнастерку. Ее шили из плотной добротной шерстяной ткани. Ранней осенью и весной, когда солнышко припекало, в ней было жарковато. И после перемен, где мы часто играли в догонялки и носились друг за другом, одноклассники, набегавшись, садились за парты разгоряченные… Немного полегче мальчикам стало, когда серые гимнастерку и брюки им заменили на открытые куртки и брюки синего цвета, сшитые из более тонкого материала.

Тогдашняя школьная форма во многом копировала фасон формы классических гимназий Российской империи, введенной в 1834 году по указу Николая I. Он утвердил ­систему гражданских мундиров, включающую в себя и форму для учащихся учебных заведений. Соломенная шляпка в парадном наряде гимназисток была одним из немногих отличий дореволюционной школьной формы от советской.

В 1918 году форма была отменена как «буржуазный пережиток». Однако прошло не так много времени, и постановлением правительства в 1935 году ее введение снова было рекомендовано. Но сделать это удалось только с 1947 года.

В будничной школьной форме мы сидели на уроках, нарядную надевали в праздники. Приятным поводом для волнений было для нас, например, ожидание первого в новом учебном году праздничного концерта, который мы готовили к 7 ноября, дню Октябрьской революции. А после концерта в общем зале устраивались танцы для средних и старших классов.

Любопытно, что и здесь советская школа во многом следовала традициям дореволюционных гимназий, где организация балов для учащихся была обязательной. Поэт Саша Черный рассказал о них в своем стихотворении «Бал в женской гимназии»: «И вот над мигом тишины // Вальс томно вывел трели… // Качаясь, плавные лады // Вплывают в зал лучистый, // И фей коричневых ряды // Взметнули гимназисты».

Возвращением еще одной традиции, где был использован педагогический опыт Российской империи, стало раздельное обучение мальчиков и девочек. Одиннадцать лет, начиная с 1943 года, школы делились на мужские и женские. Предполагалось, что девочек к будущей жизни надо готовить немного иначе, чем мальчиков.

В женских школах наряду с основными предметами стали преподавать домоводство, рукоделие, основы кулинарии. В мужских больше внимания уделялось точным наукам, вводилась усиленная физическая подготовка, ручной труд, военное дело. В 1954 году было возвращено совместное обучение. Собственно говоря, именно этим годом и датирована публикуемая фотография…

Что же касается школьной формы, то она еще не раз менялась, строгости со временем сглаживались, а во время перестройки ее отменили и школьникам разрешили приходить на занятия в одежде по выбору. Казалось бы, вот она, долгожданная свобода самовыражения! Однако она имела и негативные последствия, внося в школьный коллектив весьма ощутимый социальный диссонанс: семьи были по‑разному обеспечены, и тратиться на школьные наряды могли не все.

Сегодня школьная форма опять получила обязательный статус. В соответствии с последним ­ГОСТом она должна быть выполнена в деловом стиле, быть удобной, эстетичной, отвечать светскому характеру обучения и может иметь элементы государственной символики.

Читайте также: 

Лицо Победы: как снайпер Василий Голосов стал прообразом главного плаката войны

Дилижанс сквозь границы: история маршрута Петербург–Выборг




#форма #школьники #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7986) от 05.09.2025 под заголовком «Школьный стиль».


Комментарии