Школа при дворце. С конца XIX века здесь обучали детей грамотности
Пожалуй, каждому жителю Северной столицы знаком Городской дворец творчества юных, расположенный в зданиях Аничкова дворца. Однако мало кому известно, что его педагогические традиции берут начало в еще более ранние времена: с конца XIX века здесь действовала школа для детей служащих.
Фото: Wikimedia Commons / Brateevsky / CC BY-SA 3.0
«Во вторник, 15 сего сентября, в помещении, предназначенном для открывающейся школы грамотности, в 10 часов утра будет отслужено молебствие, на котором предлагается быть всем мальчикам, при отцах проживающим в зданиях Аничкова дворца», — такое объявление, сохранившееся в Российском государственном историческом архиве, было оглашено служащим в ведомстве дворца на Фонтанке осенью 1898 года.
С этого времени десятки служителей, состоящих в штате этой императорской резиденции, получили возможность совершенно бесплатно дать своим детям начальное образование. Речь о лакеях, истопниках, поварах, полотерах, садовых рабочих, дворниках, конюхах и других.
Открытие школы грамотности при Собственном его императорского величества дворце, как официально именовался Аничков дворец, стало результатом инициативы двух неравнодушных людей. Первым был настоятель дворцовой церкви протоиерей Александр Дмитриевич Мещерский: именно он стал руководителем школы, приняв ее под свою опеку. Вторым был начальник управления дворцом полковник гвардии Давид Александрович Озеров — выпускник Пажеского корпуса и участник Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.
Поддержала создание учебного заведения и хозяйка Аничкова дворца — императрица Мария Федоровна, вдова Александра III и мать последнего российского государя Николая II. Среди прочего открытие собственной школы при дворце диктовалось санитарными соображениями: если дети будут учиться, не покидая территорию императорской резиденции, следовательно, не занесут на нее заразу.
В школе грамотности обучали Закону Божьему, письму, чтению, арифметике и церковному пению. Помимо отца Александра Мещерского уроки вел канцелярский чиновник управления дворцом Николай Лебедев. Он окончил шесть классов гимназии, что считалось уже достаточным багажом, к тому же у него был большой практический опыт преподавания в школах для солдатских детей.
Воспитанники также учились столярному и слесарному мастерству: для этого в штат преподавателей были приглашены служившие при дворце столяр Афанасьев и слесарь Лещинский.
В феврале 1899 года отец Александр Мещерский и полковник Озеров ходатайствовали перед протопресвитером (заведующим) придворного духовенства Иоанном Леонтьевичем Янышевым о том, чтобы воспитанникам школы при Аничковом дворце предоставили «права и преимущества», которыми пользовались ученики школ ведомства Св. Синода. В представлении отмечалось, что «занятия в нашей школе идут вполне удовлетворительно, успешно и одинаково с программами школ одноклассных церковно-приходских».
В результате в 1900 году Аничковская школа была включена в общий список церковных начальных школ Санкт-Петербургской епархии. С этого времени ее выпускники получили возможность, по желанию, держать экзамен при городском епархиальном училищном совете и в случае успеха получить свидетельство, дающее право на льготу по отбыванию воинской повинности, то есть продолжительность действительной службы для них сокращалась с 6 до 4 лет.
С сентября 1899 года «ввиду того, что родители детей, обучающихся грамоте, отнеслись весьма сочувственно к занятиям», в Аничковскую школу стали принимать девочек. Для их обучения была приглашена учительница Любовь Ивановна Гончарова, проводившая уроки чтения, письма и арифметики.
Расширившаяся школа разместилась в Запасном доме дворца на противоположной стороне Фонтанки — в доме № 50. Ученики были обеспечены всем необходимым из средств управления Аничковым дворцом. А в новогодние праздники по распоряжению полковника Озерова в школе зажигалась елка.
Зимой 1903 года при учебном заведении была открыта читальня для всех проживающих в зданиях Аничкова дворца. Посетителям предписывалось «соблюдать чистоту, не плевать, не сорить, ноги вытирать».
В следующем году школа получила диплом и медаль на проходившей в Петербурге международной научно-промышленной выставке «Детский мир». Это стало признанием заслуг небольшого педагогического коллектива в деле начального образования детей дворцовых служащих.
В 1904 году, после смерти отца Александра Мещерского, учебное заведение возглавил новый настоятель дворцовой церкви протоиерей Иоанн Гаврилович Вениаминов. На его долю выпало время Первой мировой войны и революционные события 1917 года. Следует отметить, что все это время школа продолжала обучать воспитанников, ее бесперебойно снабжали необходимыми учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями.
В конце 1917 года школа разделила судьбу других учебных заведений духовного ведомства и была ликвидирована. Однако ее педагогическое наследие оказалось не забыто: спустя два десятилетия в бывшей императорской резиденции открылся Ленинградский дворец пионеров.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7256) от 16.09.2022 под заголовком «Школа при дворце».
Комментарии