Шахматы для наследника. На гонорары холмогорскому мастеру Екатерина II не скупилась

В денежных документах Екатерины II, сохранившихся в Российском государственном историческом архиве (РГИА), регулярно встречаются счета за работы «костяного дела мастера» Осипа Христофоровича Дудина. Порой они звучат достаточно лаконично: «Костяному мастеру Дудину 310 руб.», «О выдаче костяному мастеру Дудину за вещи 470 руб.», «За костяные резные штуки 600 руб.». И так далее в таком же духе…

Шахматы для наследника. На гонорары холмогорскому мастеру Екатерина II не скупилась | Кружка с крышкой с портретами русских князей и царей — от Рюрика до Екатерины II./Репродукция. ФОТО автора

Кружка с крышкой с портретами русских князей и царей — от Рюрика до Екатерины II./Репродукция. ФОТО автора

При императорском дворе Осип Дудин, яркий представитель холмогорской школы художественной резьбы по кости (моржовой, мамонтовой, слоновой), трудился несколько десятилетий. Он родился в деревне Денисовка Холмогорского района Архангельской губернии в 1714 году, где и постигал основы традиционного для этого региона ремесла. Уже сложившимся мастером в 1758 году Дудин перебрался в Петербург и вскоре стал в столице высококлассным специалистом косторезного цеха.

Расцвет его творчества пришелся на третью четверть XVIII века. Работы Дудина охотно приобретали не только вельможи, но и члены императорской фамилии. Изустные указы Екатерины II, коллекция которых хранится в Российском государственном историческом архиве, позволяют не только уточнить датировку уникальных изделий, изготовленных Дудиным, но и расширить представление о том, что покупала императрица и оплачивала из своей «комнатной суммы».

В источниках нередко упоминается, что для наследника великого князя Павла Петровича были в ноябре 1764 года приобретены шахматы, изготовленные Дудиным. Это была первая работа мастера, оплаченная императрицей. Как правило, оплата происходила уже после того, как вещь поступала в Зимний дворец. Следовательно, эти шахматы, вероятно, были куплены на половину Павла Петровича, когда в 1763 – 1764 годах происходило оформление его апартаментов в Зимнем дворце.

О материале, из которого мастер резал вещи, в счетах лаконично упоминается — «кость». Но, когда в руки Дудина попадал редкий материал — слоновая кость, об этом специально упоминалось в денежном счете: «Кос­тяному мастеру Дудину за слоновые кости 123 руб.» (март 1771 г.).

Осип Дудин был известен также как талантливый резчик-миниатюрист, бравший за основу ­портреты с медалей. Царский двор достаточно регулярно приобретал у него подобные резные миниатюры, поскольку они служили традиционным элементом дипломатических «подарочных наборов». В архивных документах значится: «Костяного дела мастеру Дудину за порт­реты, вырезанные на двух костях 300 руб.» (сентябрь 1766 г.), «Костяному мастеру Дудину за взятый в комнату вырезанные на кости Императорские портреты 300 руб.» (февраль 1767 г.).

В первой половине 1770‑х годов Дудин изготовил уникальную кружку, на которой четырьмя рядами в затейливых рамках на фоне тонкого прорезного узора были представлены 58 портретов российских князей, царей и императоров — от Рюрика до Екатерины II. В денежных счетах этот шедевр отразился следующим образом: «Рещику Дудину за костяные вещи 1493 руб.» (февраль 1777 г.).

В Государственном Эрмитаже хранятся два «Кабинета-бюро», созданные в 1750 – 1770‑х годах и атрибутированные как работа русских мастеров. При этом в денежных счетах императрицы имеется следующий документ: «Купцу Дудину за костяной кабинет для Его Императорского Высочества великого князя Александра Павловича — 1000 руб.» (февраль 1780 г.). Вполне вероятно, что и эти работы (или по крайней мере одна из них) созданы Осипом Дудиным. То, что этот кабинет-бюро создавался «на вырост» для ребенка, которому шел третий год, косвенно подтверждают искусно вырезанные забавные фигурки людей и сказочных животных.

Последний счет, которым были оплачены работы выдающегося мастера, относился к февралю 1782 года. В цифровой коллекции Государственного Эрмитажа это изделие значится как «Альбом с изображениями русских князей и царей». Гонорар за него составил 1000 рублей.

…На склоне своих лет Дудин жил в Соловецком монастыре. Точная дата его кончины неизвестна — предположительно, это случилось после 1785 года.

Газетный зал

«Повара и кондитеры устроили вчера благотворительный вечер. Публика, состоявшая преимущественно из хороших поварских фамилий и, может быть, даже из так называемых «кухарок за повара», слушала оперу «Демон», ела и танцевала с благотворительной целью… На вечере была, впрочем, и публика, ничего общего с поварским искусством не имеющая, но интересующаяся обычной ежегодной выставкой кулинарного искусства. Всю выставку в конце концов съедают. И высшая честь и хвала тому повару, чей экспонат съеден раньше всех… Над целым складом произведений одного повара возвышался воздушный шар из сахара, плоды искусства другого повара венчала сахарная копия статуи Мира, красовавшейся на Михайловской улице против думы, творения третьего повара были уложены в большой выбор саней из теста… В 12 часов ночи платоническое созерцание выставки было прекращено, и за 40 – 50 минут дружными усилиями публики выставка была сокрушена».

«Петербургская газета», 1 декабря 1897 г.

«Хулиганы строго наказаны. В. А. Овчинников приставал на улице к прохожим, ругался. Проходивший мимо гр-н Семенов пытался уговорить хулигана, тогда Овчинников избил Семенова. Народный суд приговорил хулигана к 8 годам лишения свободы.

Нигде не работавший Г. Н. Клопов в пьяном виде направился в магазин, чтобы купить водки, но обнаружил, что у него не хватает денег. Увидев недалеко от магазина гр-на Баденкова, Клопов стал требовать от него недостающую сумму. Получив отказ, он бутылкой ударил Баденкова. Хулиган оказал сопротивление подошедшему милиционеру. Народный суд приговорил Клопова к 5 годам лишения свободы».

«Ленинградская правда, 18 декабря 1946 г.



#мастер #резьба #финансы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7556) от 30.11.2023 под заголовком «Шахматы для наследника».


Комментарии